Мощи

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
М МИ МА МВ МГ МЕ МЁ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЩ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МОД
МОА
МОБ
МОВ
МОГ
МОД
МОЕ
МОЖ
МОЗ
МОИ
МОЙ
МОК
МОЛ
МОМ
МОН
МОО
МОП
МОР
МОС
МОТ
МОУ
МОФ
МОХ
МОЦ
МОЧ
МОШ
МОЩ
МОЭ
МОЮ

Мощи — тела святых христианской церкви, оставшиеся после их смерти нетленными. Почитание Мощи, как святыни, ведет свое начало от самых первых времен христианства. В века гонений христиане употребляли все средства для того, чтобы получить в свое обладание тела мучеников, и места погребения их становились святилищами, где отправлялось христианское богослужение. Мощи св. Игнатия Богоносца, пострадавшего при Траяне, считались "неоцененным сокровищем", ради "благодати, обитавшей в мученике". Язычники боялись, что мученики сделаются богами христиан, и потому стали тела их сжигать или бросать в море. Когда тело св. Поликарпа, епископа смирнского, было сожжено мучителями, христиане, с большими затруднениями, собрали его кости, как "сокровище, более ценное, чем все драгоценные камни и золото". Луитпранд, король лангобардский, заплатил большую сумму, чтобы получить Мощи блаж. Августина. Руфин свидетельствует, что подобным образом поступили христианские общины, чтобы получить Мощи св. Иоанна Предтечи. Григорий Неокесарийский (III в.) установил праздники в память мучеников и их Мощи в своей епархии разместил по разным местам, куда христиане собирались для богослужения в дни их памяти. На Западе папа Феликс (269 г.) постановил, чтобы, "согласно древнему обычаю", литургия совершалась не иначе, как на Мощи мучеников. Пятый карфагенский собор (прав. 10) постановил, чтобы ни один храм не строился иначе, как на Мощи мученика, которые полагались под алтарем. На Востоке первые базилики были построены на могилах мучеников, над их Мощи Этот обычай вошел в общее правило. На Западе, после IV в., Мощи обыкновенно полагались либо при входе в храм, чтобы каждый входящий мог воздать им чествование, либо по ту или другую сторону алтаря. Мощи находились даже в домашних церквях, помещались частицами в крестах, запрестольных и напрестольных, также в энколпиях (см. Крест). Случалось, что города спорили между собой о праве владеть Мощи святого (напр. Тур и Пуатье — о Мощи св. Мартина). В настоящее время каждый православный храм имеет Мощи того или другого святого. Смысл этого всеобщего и непрерывного, почти от начала церкви, чествования Мощи выяснен целым рядом знаменитейших отцов церкви восточной и западной (Ефрем Сирин, Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов, Златоуст, Амвросий, Иepoним и особенно Августин, Кирилл Александрийский, Исидор Пелусиот, Геннадий Массилийский, Иоанн Дамаскин). Оно основывается на учении Св. Писания о высоком предназначении христианских тел, как храмов Духа Св., к участию, вместе с душами, в бессмертии; на общей уверенности в святости, во время жизни тех, чьи Мощи чтятся; более же всего — на чудесах, совершавшихся на глазах у всех, при посредстве мощей. Чтятся Мощи "благочестиво, но не боголепно" — в том же смысле, в каком чтятся иконы. Учение о почитании Мощи утверждено VII вселенским собором (прав. VII), определившим, что епископ, который освятит храм без Мощи, подлежит извержению. В западной церкви в средние века развилась обширная литература в защиту почитания Мощи, вызванная ересями альбигойцев, павликиан, богомилов, вальденсов, виклефитов и др. Восточная церковь формулировала свой взгляд на этот предмет в "Ответе восточных патриархов лютеранам" (рус. перевод, Мощи, 1846 г.), в котором предаются анафеме как те, которые воздают Мощи честь приличную одному Богу, так и те, которые не чтут Мощи, как учит церковь.

Н. Б — в.

Смотрии так же...