Драгоценные камниЭнциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Драгоценные камни — Этим именем называют минералы, отличающиеся особенным блеском, красотою окраски или совершенною бесцветностью, прозрачностью и твердостью, употребляемые как украшения. Перечисленные свойства в связи с редкостью нахождения в природе обусловливают их ценность; впрочем, некоторые минералы, в древности считавшиеся особенно драгоценными, в настоящее время стоят недорого. Некоторые непрозрачные минералы, обладающие красивой окраской или игрой цветов, также употребляются на украшения. По красоте, редкости нахождения и цене все Драгоценные камни камни разделяются на 4—5 классов. К первым трем принадлежат собственно Драгоценные камни камни: 1) алмаз, корунд (рубин и сафир), смарагд (изумруд и аквамарин), шпинель (Rubinbalais); 2) эвклаз, хризоберилл, циркон (гиацинт), фенакит, топаз, благородный опал, гранат (демантоид, альмандин и пирон, или богемский гранат), турмалин (красный, зеленый и голубой); 3) бирюза, хризолит, кордиерит, цианит, андалузит, ставролит, гидденит, аксинит, везувиан, диопсид. Четвертый и пятый классы составляют полудрагоценные камни: 4) кварц (горный хрусталь, аметист и дымчатый топаз), халцедон (оникс, сардоникс, карнеол, хризопраз, гелиотроп), агат, полевой шпат (адулар, лабрадор), лазоревый камень; 5) янтарь, плавиковый шпат, нефрит, малахит, обсидиан, серпентин. ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ. Номенклатура Драгоценные камни камней довольно запутана — очень часто ювелиры и продавцы одним и тем же именем называют камни, не имеющие между собою ничего общего; рубинами, напр., называют собственно рубин, а также шпинель и некоторые турмалины; бразильским сафиром — голубой турмалин; мармарошскими алмазами — водяно-прозрачные кристаллы горного хрустала из Мармароша в Венгрии и пр. Большинство Драгоценные камни камней принадлежит к телам кристаллическим, и только немногие аморфны. Однако редко встречаются хорошо образованные кристаллы; большею же частью они изуродованы, закруглены, скатаны; в таком виде они не имеют красоты и трудно отличимы от простых галек и минеральных кусочков. Настоящую красоту камень обнаруживает только после отделки, но тогда уничтожается и его природная форма. Для определения природы Драгоценные камни камня, что весьма важно ввиду усовершенствованных подделок, можно пользоваться общими приемами, употребляемыми при определении минералов: определением твердости, лучепреломления, спайности и удельного веса. Особенное значение имеет здесь определение последнего свойства, так как при нем не происходит ни порчи, ни траты драгоценного материала. Самое определение можно вести очень быстро и удобно, особенно когда нет надобности в большой точности; для этой цели служат маленькие пружинные весы. Можно также прибегнуть к тяжелым жидкостям, между которыми нужно отдать предпочтение иодистому метилену. Его уд. вес равен 3,30, но насыщением иодом и иодоформом может быть доведен до 3,60. Разбавляя же бензолом, можно весьма постепенно его понижать. Если, напр., нужно различить алмаз, фенакит и кварц, которые после обделки представляют между собою большое сходство, то погружают их в иодистый метилен, при этом алмаз потонет, а кварц и фенакит всплывут. Разбавляя постепенно жидкость бензолом, можно достигнуть, что фенакит потонет, а кварц еще будет плавать. Пользуясь тяжелою жидкостью, при помощи весов Вестфаля можно определить удельный вес даже с значительною точностью у камней с уд. в. ниже 3,5. В отношении окраски различают камни цветные и окрашенные; в первых окраска зависит от природы вещества камня (химич. состава), а во вторых она происходит от посторонних примесей. Большинство принадлежит к последней группе. Напр., вещество корунда и алмаза само по себе бесцветно, но от примесей, иногда в минимальных количествах, они могут принимать самые разнообразные цвета. Ювелиры очень часто умышленно изменяют природную окраску Драгоценные камни камней — желтые топазы превращают в розовые, гиацинт обесцвечивают и подделывают под алмаз, из дымчатого топаза получают цитрин и пр. Все эти перемены вызываются обыкновенно прокаливанием камня. От указанного изменения окраски нужно отличать фальсификацию окраски, когда окрашивание производят каким-либо красящим веществом, которое более или менее глубоко проникает в вещество камня; так, из халцедона получают, напр., оникс; иногда достаточно окрасить только ребра (напр., так наз. рундисты), чтобы совершенно изменить характер впечатления цвета. Особенно часто прибегают к подобным приемам, чтобы уничтожить желтый цвет у алмазов и сделать их как бы бесцветными. По химическому составу драгоценные камни представляют самые обыкновенные вещества; большая часть их относится к силикатам и окислам; весьма немногие — к солям других кислот и, наконец, один (алмаз) представляет тело простое (углерод). Несмотря на распространенность веществ, из которых состоят Драгоценные камни камни, искусственное получение их, как и вообще минералов, в таком виде и такой величины, как это мы видим в природе, до сих пор представляет непреодолимые трудности. Правда, в настоящее время химиками и минералогами получены корунд, рубин, шпинель, алмаз и др., но в таких мелких кристалликах, что они не имеют никакого практического значения. Впрочем, в 1885 г. в торговле появились прекрасные карминно-красные рубины, совершенно тождественные с настоящими, однако несомненно искуственного приготовления. К сожалению, и автор, и способ их получения остались неизвестными. Подробности об искусственном получении драгоценных камней см. Синтез минералов, а также описание отдельных минералов. Ценность Драгоценные камни камней зависит от редкости их нахождения, красоты, изменчивой моды, прихоти и пр. Особенно ценится в некоторых камнях игра цветов, иризация, мерцание, напр. у лабрадора, опала, адуляра и т. д. Вообще она подвержена большим колебаниям. Особенное влияние оказывает, конечно, открытие новых месторождений, или же истощение существовавших. Чем прозрачнее, чем чище, чем однороднее окраска камня, тем он ценнее. Главными недостатками являются маленькие трещинки (так наз. жилки) и мутность. Кроме того, относительная стоимость камня зависит и от его величины, которая определяется весом. Для Драгоценные камни камней употребляется особая единица веса, назыв. каратом; значение его в различных государствах не одинаково и изменяется от 197 до 206 мгр. (в Париже, например, 205,5 мг, в Берлине 206,4). В Драгоценные камни камнях первого класса цена возрастает быстрее, нежели вес. Напр., в 1878 г. цена бриллианта первого качества в один карат была 220 франк.; в 2 кар. — 700 фр.; в 3 кар. — 1250. В настоящее время самым дорогим из всех Драгоценные камни камней является рубин густого карминово-красного цвета, — такой рубин 2—3 карата весом ценится 1000—1400 франков. Драгоценные камни камни в необделанном вид стоят полцены. Месторождения Драгоценные камни камней см. при описании отдельных минералов. Драгоценные камни в природных кристаллах представляют значительные несовершенства: плоскости бывают матовые, разъеденные, загрязненные посторонними веществами. Самое расположение плоскостей далеко от того, чтобы вызвать наилучшую игру цветов, блеск и проч. Чтобы придать Драгоценные камни камням новые формы с блестящими гладкими плоскостями, их подвергают целому ряду различных работ — раскалыванию, распиливанию, закруглению, образованию новых плоскостей (фасеток) и, наконец, полировке. Различают два рода шлифовки: при одном драгоценному камню придают форму многогранника с совершенно ровными плоскостями; при другом — сферы. Самая простая форма многогранника, в виде которой известны Драгоценные камни камни в древности, двойная четырехгранная пирамида (октаэдр, рис. 1). При этом здесь различают верхнюю часть, называемую павильоном, или кроною, и нижнюю — кулассу. Ребра r, в которых перескаются грани павильона и кулассы, называются рундистами. Эта форма представляет прототип современных бриллиантов, которые можно представить себе как октаэдр с усеченными вершинами, причем павильон и куласса ограничены большим числом плоскостей. Верхняя плоскость павильона называется таблицею t—t, нижняя кулассы — калеттою k—k. Плоскости, притупляюшие рундисты, называются поперечными фасетками. Смотря по величине и красоте сырого материала, на последнем отшлифовывают различное число граней, расположенных в известном порядке. Самый простой бриллиант имеет небольшое число граней только на верхней своей части. У двойного бриллианта павильон состоит из двух рядов треугольных площадок (числом 16). Форму двойного брилианта дают обыкновенно небольшим камням от 1/16 до 1/8 карата или же имеющим некоторые недостатки. Самую совершенную форму огранения, вызывающую наиболее сильный и красивый световой эффект, представляет тройной бриллиант (рис. 2 сверху, 3 снизу и 4 сбоку). Рис. 2. Рис. 3. Рис. 4. У него павильон состоит из таблицы и 32 граней, расположенных в 3 ряда; верхний и нижний ряд составляют треугольные плоскости, а средний — четырехугольные. Нижняя часть (куласса) огранена большею частью 24-мя плоскостями, расположенными в два ряда; иногда и куласса имеет три ряда граней. В последнее время на бриллиантах отшлифованные плоскости располагают звездообразно (рис. 5 и 6), таблице, имеющей весьма малые размеры, придают форму правильного шестиугольника или осьмиугольника. Этот способ шлифовки введен впервые Caire'ом и требует значительной высоты павильона и кулассы. Он представляет значительные преимущества пред описанным ранее как в смысле достижения наилучшего эффекта, так и значительного уменьшения потери материала (с 45% при прежней шлифовке на 33%), но требует особенной тщательности и искусства. При правильном огранении можно приблизительно определить вес бриллианта, не подвергая его взвешиванию, но измеряя величину поперечного разреза. Из приложенного рисунка видны относительные размеры камней различного веса (рис. 7). Рис. 5. Рис. 6. Рис. 7. Форму бриллиантов придают вообще прозрачным и бесцветным Драгоценные камни камням: циркону, фенакиту, топазу и даже горному хрусталю и подделкам из страза. Вторая форма огранки Драгоценные камни камней — роза — представляет в верхней части шаровой сегмент, покрытый в несколько рядов большею частью треугольными, а иногда и четырехугольными площадками; снизу же находится одна плоская грань (см. рис. 8 — простая роза и рис. 9 — голландская роза). Рис. 8. Рис. 9 Огранка цветных Драгоценные камни камней бывает различна в зависимости от формы, в какой Драгоценные камни камень встречается в природе, а также и от характера спайности. Рубины и сапфиры вышлифовываются обыкновенно в виде таблиц, сверху и снизу ограниченных широкими плоскостями (рис, 10 — сбоку и рис. 11 — сверху). На верхней стороне имеется 8, 12, 16 произвольных, но симметрически расположенных граней; нижняя часть с 4—6 площадками или же представляет одну закругленную плоскость. Когда цветной камень имеет более или менее значительную толщину, тогда многочисленным граням нижней части дают ступенчатое расположение, причем углы между плоскостями делаются тупее и тупее (от рундистов к калетте и таблице). В поперечном сечении камень получает овальную, 4-, 8-, 12-угольную форму. Грани в верхней части располагаются в два, а в нижней — в четыре ряда, редко больше. Особенно красным и светлым цветным камням придают огранку смешанного характера, — одной части (верхней) бриллиантовую, а другой (нижней) лесничную (рис. 12 и 13). Рис. 10. Рис. 11 Рис. 12. Рис. 13. Ср. Barbot, "Trait é des pierres précieuses" (1858); Klugge, "Handbuch der Edelsteinkunde" (1860); Emanuel, "Diamonds and precious stones" (1867), Schraut, "Handbuch der Edelsteinkunde" (1869); King, "Natural history of precious stones and metals" (1870); Jannetaz et. Fontenay, "Diamant et pierres precieuses" (1880), Groth, "Grundriss der Edelsteinkunde" (1887); Doelter, "Edelsteinkunde" (1893); Пыляев "Драгоценные камни камни" (1888). П. З. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|