Моцарт, Иоганн Хризостом Вольфганг Амадей (Johann-Chrisostomus-Wolfgang-Amadeus Mozart) — знаменитый немецкий композитор, род. в Зальцбурге 27 янв. 1756 г., ум. 5 дек. 1791 г. в Вене. Уже в раннем детстве Моцарт поражал феноменальным музыкальным развитием; трех лет от роду он играл на клавесине, с замечательной быстротой запоминая сыгранные ему произведения, а с 4-х лет импровизировал. В Лондоне малолетний Моцарт был предметом научных исследований, а в Голландии, где во время постов строго изгонялась музыка, для Моцарт было сделано исключение, так как в его необычайном даровании духовенство усматривало перст Божий. В 1762 г. отец Моцарт, бывший единственным его учителем, предпринял с сыном и дочерью Анной, также замечательной исполнительницей на клавесине, артистическое путешествие в Мюнхен и Вену, а затем и во многие др. г. Германии, Париж, Лондон, Голландию, Швейцарию. Всюду Моцарт возбуждал удивление и восторг, выходя победителем из труднейших задач, которые ему предлагались специалистами. В 1763 г. изданы в Париже первые сонаты Моцарт С 1766 по 1769 г., живя в Зальцбурге и Вене, Моцарт изучал Баха, Генделя, Страделлу, Кариссими, Дуранте и других великих мастеров. По желанию императора Иосифа II Моцарт написал за несколько недель оперу "La Finta semplice", но члены итальянской труппы, в руки которых попало это произведение 12-летнего композитора, не пожелали исполнять музыку мальчика, и их интрига оказалась настолько сильной, что отец Моцарт не решился настаивать на исполнении оперы. 1770—74 гг. Моцарт провел в Италии. В Милане, несмотря на разные интриги, опера Моцарт: "Mitridate, Rе di Ponto", поставленная в 1771 г., была принята публикой с энтузиазмом. С таким же успехом была дана и вторая опера M., "Lucio Sulla" (1772). Для Зальцбурга Моцарт написал "Il sogno di Scipione" (по поводу избрания нового архиепископа, 1772), для Мюнхена — оперу "La bella finta Giardiniera", 2 мессы, офферторий (1774). Когда ему минуло 17 лет, между его произведениями насчитывались уже четыре оперы, несколько духовных стихотворений, 13 симфоний, 24 сонаты, не говоря о массе более мелких композиций. В 1775—1780 гг., несмотря на заботы о материальном обеспечении, бесплодную поездку в Мюнхен, Мангейм и Париж, потерю матери, Моцарт написал, между прочим, 6 сонат, пьесу для арфы, большую симфонию в r é, прозванную Парижской, несколько духовных хоров, 12 балетных номеров. В 1779 г. Моцарт получил место придворного органиста в Зальцбурге. 26 января 1781 г. была представлена в Мюнхене, с огромным успехом, опера Моцарт: " Идоменей", которую сам автор ценил чрезвычайно высоко, ставя в уровень с "Дон Жуаном". С "Идоменея" начинается реформа лирико-драматического искусства. В этой опере видны еще следы староитальянской opera seria (большое число колоратурных арий, партия Идоманты, написанная для кастрата), но в речитативах и в особенности в хорах ощущается новое веяние. Большой шаг вперед замечается и в инструментовке. Во время пребывания в Мюнхене Моцарт написал для мюнхенской капеллы офферторий "Misericordias Domini" — один из лучших образчиков церковной музыки конца XVIII ст. С каждой новой оперой творческая сила и новизна приемов Моцарт выступали все ярче и ярче. Опера "Похищение из Сераля" ("Die Entf ü hrung aus dem Serail"), написанная по поручению имп. Иосифа II в 1782 г., была принята с энтузиазмом и вскоре получила большое распространение в Германии, где ее, по духу музыки, стали считать первой нем. оперой. Она была написана во время романтической любви Моцарт, похитившего свою невесту, Констанцию Вебер, и тайно обвенчавшегося с ней. Несмотря на успех Моцарт, его материальное положение было не блестящее. Оставив место органиста в Зальцбурге и пользуясь скудными щедротами венского двора, Моцарт, для обеспечения своей семьи, должен был давать уроки, сочинять контрдансы, вальсы и даже пьесы для стенных часов с музыкой, играть на вечерах венской аристократии (отсюда его многочисленные концерты для фортепиано). Оперы "L'oca del Cairo" (178З) и "Lo sposo deluso" (1784) остались неоконченными. В 1783—85 гг. созданы Моцарт шесть струнных квартетов, которые он, в посвящении Гайдну, называет плодами долгого и тяжкого труда. К этому же времени относится его оратория "Davide penitente". С 1786 г. начинается необычайно плодовитая и неустанная деятельность Моцарт, которая была главной причиной расстройства его здоровья. Примером невероятной быстроты сочинения может служить опера "Свадьба Фигаро", написанная Моцарт в 1786 г. в шесть недель и тем не менее поражающая мастерством формы, совершенством музыкальной характеристики, неиссякаемым вдохновением. В Вене успех "Свадьбы Фигаро " был сомнительный, но в Праге она возбудила восторг. Не успел да Понте кончить либретто "Свадьбы Фигаро", как ему пришлось, по требованию Моцарт, спешить с либретто "Дон-Жуана", которого Моцарт писал для Праги. Это великое произведение, имеющее глубокое значение в музыкальном искусстве, появилось впервые в 1787 г. и имело в Праге еще больший успех, чем "Свадьба Фигаро". Гораздо меньший успех выпал на долю этой оперы в Вене, вообще относившейся к Моцарт холоднее, чем другие музыкальные центры. Звание придворного композитора, с содержанием в 800 флоринов (1787), было весьма скромной наградой за все труды Моцарт Все-таки он был привязан к Вене, и когда в 1789 г., посетив Берлин, получил приглашение стать во главе придворной капеллы Фридриха-Вильгельма II, с содержанием в 3 тыс. талеров, то не решился променять Вену на Берлин. После "Дон-Жуана" Моцарт сочиняет три наиболее замечательные симфонии: mi b é mol majeur, sol mineur и do majeur, написанные в продолжение полутора месяца в 1788 г.; из них в особенности знаменита последняя, называемая "Юпитером". В 1789 г. Моцарт посвятил прусскому королю струнный квартет с партией концертирующего виолончеля (r é majeur). После смерти Иосифа II (1790) материальное положение Моцарт оказалось настолько безвыходным, что он должен был уехать из Вены от преследований кредиторов и артистическим путешествием хоть немного поправить свои дела. Последними операми Моцарт были "Cosi fan tutte" (1790), прекрасной музыке которой вредит слабое либретто, "Милосердие Тита" (1791), заключающая в себе чудные страницы, несмотря на то, что была написана в 18 дней, для коронации императора Леопольда II, и наконец, "Волшебная флейта" (1791), имевшая успех колоссальный, чрезвычайно быстро распространившийся. Эта опера, в старых изданиях скромно названная опереттой, вместе с "Похищением из Сераля" послужила основанием самостоятельного развития национальной немецкой оперы. В обширной и разнообразной деятельности Моцарт опера занимает самое видное место. Мистик по натуре, он много работал для церкви, но великих образцов в этой области он оставил немного: кроме "Misericordias Domini" — "Ave verum corpus", (1791) и величественно-горестный реквием, над которым Моцарт в последние дни жизни работал неустанно, с особенной любовью. Помощником Моцарт в сочинении реквиема был ученик его Зюссмейер, и ранее принимавший некоторое участие в сочинении оперы "Милосердие Тита". Нельзя сказать, чтобы Моцарт симфонист стоял также высоко, как творец бессмертных опер. В его фортепианной литературе замечается смесь гениальных идей с общими местами, глубочайших чувств — с дешевой шутливостью, искусства — с небрежной работой. Много драгоценного можно найти в его квартетах и квинтетах, а среди его 49 симфоний выше всего стоят лирическая симфония в mi-b é mol majeur, патетическая в sol-mineur и этическая в do-majeur, написанные в 1788 г. Моцарт проявлял свое творчество во всех родах музыки; с его именем соединяется представление о всеобъемлющем музык. гении. Выдающаяся черта всех его творений — задушевность. У Моцарт, как человека с незначительным научным образованием, круг идей был не столь обширен, как у Бетховена, но по выразительности музыку Моцарт верно назвали в Германии "музыкой души": в ней отразилась вся прекрасная, любящая, искренняя натура Моцарт От чувства изящного Моцарт никогда не отступал, оставаясь верным следующему взгляду, высказанному им в письме к отцу: "Страсти не должны быть выражаемы так сильно, чтобы возбуждать отвращение; музыка, даже при самых ужасных ситуациях, никогда не должна оскорблять слуха, но обязана ему доставлять наслаждение". В смысле изучения лучших образцов музыкальной литературы, главными учителями Моцарт были в области духовной музыки — Бах и Гендель, в области оперы — Глюк, в инструментальной музыке — Гайдн. О Моцарт, как об исполнителе на клавесине, современники его говорили в следующих выражениях: "Легкость невероятная, в особенности левой руки, тончайшая нежность, выразительность самая изящная, чувство, трогавшее сердце до глубины — таковы были качества исполнения Моцарт Вместе с богатством идей и великолепием его сочинений, они приводили в восторг слушателей и делали его первым клавесинистом своего века". Тематический каталог соч. Моцарт, с примечаниями, составленный Кёхелем ("Chronologisch-thematisches Verzeicbniss s ämmtlicher Tonwerke W. A. Mozart´s", Л ейпциг, 1862), представляет том в 550 стран. По исчислению Кехеля, Моцарт написал 68 духовных произведений (мессы, оффертории, гимны и пр.), 23 произведения для театра, 22 сонаты для клавесина, 45 сонат и вариаций для скрипки и клавесина, 32 струнных квартета, 49 симфоний, 55 концертов и пр., в общей сложности 626 произведений.
Первая биография Моцарт составлена Нимчеком ("Mozart's Leben", Прага, 1798); затем было издано около 25 биографий Моцарт, которые потеряли значение после появления следующих трех обширных трудов: Nissen (второй муж вдовы M.), "Biographie W.-A. Mozart's" (Лпц., 1828); O tto Jahn, "W.-A. Mozart" (Лпц., 1856; позднейшая переработка Дейтерса, Лпц., 1889—91); Улыбышев, "Nouvelle biographie de Mozart" (M., 1843; русский перевод, с примечаниями Г. А. Лароша, Моцарт, 1890—92). Труд Ниссена послужил материалом для "The Life of Mozar t ", Holmes (Л., 1845),и "Histoire de W.-A. Mozart", Albert Sowinski (Пар., 1869). Писали о Моцарт еще Nohl, "Leben Mozart's" (Штутгарт, 1863); его же, "W.-A. Mozart. Ein Beitrag zur Aesthetik der Tonkunst" (Гейдельберг, 1860); Рейссман, в "Neuer Plutarch" (Лпц., 1880). Письма Моцарт издал Ноль (Лпц., 1877); выдержки из них напечатаны в "Отечественных Записках" (1865, № 3). Письма и воспоминания сестры Моцарт изданы в "Mozartiana" (Лпц., 1880). На рус. языке см. характеристику Моцарт во втором томе "Музыкально-характеристических этюдов" Ла-Мара, в переводе А. Желябужской. В критических статьях А. Н. Серова, изданных 1892—95, помещены статьи о Моцарт: в I т., стран. 132 — 241, II т. — стран. 891, IV т. — стр. 2105. См. также "Зальцбург", В. Чечота ("Артист", 1891, № 18). Первое полное собрание произведений Моцарт издано в Лейпциге, фирмой Брейткопфа и Гертеля, в 1876 г. Для увековечения памяти Моцарт возникли общества (Mozart-Stiftungen) в Зальцбурге, Франкфурте-на-Майне, Дюссельдорфе и др. городах. Памятники Моцарт поставлены в Веймаре, Зальцбурге, Вене и многих др. городах. В Зальцбурге, в доме, где жил Моцарт, устроен Моцартовский архив.
Н. Соловьев.