Моллер, Федор Антонович

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
М МИ МА МВ МГ МЕ МЁ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЩ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МОД
МОА
МОБ
МОВ
МОГ
МОД
МОЕ
МОЖ
МОЗ
МОИ
МОЙ
МОК
МОЛ
МОМ
МОН
МОО
МОП
МОР
МОС
МОТ
МОУ
МОФ
МОХ
МОЦ
МОЧ
МОШ
МОЩ
МОЭ
МОЮ

Моллер, Федор Антонович (фон Моллер) — исторический живописец и портретист (1812—1875). Служа офицером в л.-гв. Семеновском полку, в свободное от службы время упражнялся в живописи и для ее изучения посещал классы Академии художеств. Впервые выступил перед публикой на академической выставке 1832 г. с картиною "Битва при Остроленке". После того им были выставлены "Альцеста, освобождающая Геркулеса из царства теней" и несколько жанров. В 1835 г. Академия за его успехи в рисунке присудила ему малую золотую медаль. По приезде в СПб. К. Брюллова Моллер стал пользоваться его руководством и, дабы нераздельно предаться живописи, вышел в отставку из военной службы. В 1837 г. за картину, изображавшую семейство его отца, он был награжден от Академии большою золотой медалью и признан назначенным в академики. Вскоре после того отправился на собственный счет в Рим, откуда в 1840 г. прислал лучшее из всех своих произведений — картину "Поцелуй" (наход. на собственной даче его имп. вел., близ Петергофа), сделавшую его имя известным в массе русского общества и доставившую ему звание академика. Возвратившись в 1847 г. ненадолго в Россию, он снова отправился в Рим, где увлекся идеями тамошних немецких художников-назареев и стилем Овербека и написал в его духе колоссальную картину "Проповедь апостола Иоанна на острове Патмосе" (нах. в музее Акд. художеств), за которую в 1857 г. получил звание профессора. Артистическая деятельность Моллер распадается да два периода. В первом он является последователем К. Брюллова, хорошим рисовальщиком, эффектным колористом, вообще художником, не лишенным вкуса и непритворного чувства. К этому периоду, кроме вышеупомянутого семейного портрета Моллер-отца и "Поцелуя", относятся его картины "Русалка", "Невеста, задумавшаяся над обручальным кольцом", и некоторые др. Во втором периоде творчеством Моллер управляло не столько вдохновение, сколько следование принципам Овербека и его школы; он впал в холод и рефлективность композиций, в вялость и условность красок, в сухость и жесткость исполнения. Этими недостатками страдают в большей или меньшей степени и "Проповедь апостола Иоанна", и написанные им после этой картины "Татьяна, отправляющая письмо к Онегину", "Моисей, спускаемый в корзине на воду своею матерью" (1861), "Видение Александра Невского перед сражением на Неве" (исполнена для московского Храма Спасителя, 1862), "Посольство папы к Александру Невскому" (то же), "Битва Александра Невского со шведами" (находится в Александровском зале Кремлевского дворца в Москве, 1864—65), "Юдифь" (1870), "Распятие" (в лютеранской церкви в селе Вендау, в Лифляндской губернии, 1871 г.) и некоторые др.

А. С—в.

Смотрии так же...