Моисей Хоренский

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
М МИ МА МВ МГ МЕ МЁ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЩ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МОД
МОА
МОБ
МОВ
МОГ
МОД
МОЕ
МОЖ
МОЗ
МОИ
МОЙ
МОК
МОЛ
МОМ
МОН
МОО
МОП
МОР
МОС
МОТ
МОУ
МОФ
МОХ
МОЦ
МОЧ
МОШ
МОЩ
МОЭ
МОЮ

Моисей Хоренский (Moses Chorenazi) — известнейший из армянских писателей; род., по одним, в 370 г., по другим — в 407 г., умер, по одним, — в 487 г., по другим — в 492 г. Учился в Александрии, Афинах, Риме, Константинополе; возвратившись на родину, был сделан епископом. Ему принадлежит много сочинений и переводов с греческого (которые не все известны ныне и по заглавиям), которыми он знакомил своих соотечественников с современным ему состоянием христианской учености. Из сочинений Моисей Хоренский наиболее известны: учебник риторики, составленный по греч. образцам, "История Армении", доведенная до 442 г. и написанная в интересах Багратидов, и география. Моисей Хоренский — величайший авторитет для армянских писателей: он назывался "отцом поэтов и грамматиков", "отцом армянской истории". Сжато, но живо и ярко, классическим языком он излагает не встречающуюся ни у кого из предшествовавших армян. летописцев древнейшую историю армян, тесно связывая ее с библейскими преданиями через Иафетова правнука, Гайка, родоначальника армян. До нас дошла огромная масса рукописей его "Истории", но древнейшая из них не восходит далее XIV в. Первое печатное издание ее появилось в Амстердаме в 1695 г., а в 1736 г. в Лондоне братья В. и Г. Витсон издали армянский оригинал с латинским переводом и пояснительными примечаниями. С самого начала знакомства западноевропейских ученых с Моисей Хоренский Хоренским началась беспощадная критика его истории, именно в отношении указываемых в ней источников ее. Во главе последних Моисей Хоренский Хоренский ставит сирийца Мар-Абаса-Катину, историографа первого армянского Аршакида, Вахаршака, жившего за два века до нашей эры и нашедшего, по словам Моисей Хоренский, в Ниневийском архиве греческий перевод одной халдейской книги, сделанный по приказанию Александра Македонского; этот Мар-Абас составил будто бы древнейшую историю Армении, начиная от времен столпотворения вплоть до II века Рождества Христова Ученая критика, признавая рассказ о халдейской книге чистым вымыслом, относит сочинение Мар-Абаса, которым пользовался Моисей Хоренский Хоренский, к III—IV вв. от Рождества Христова (Патканов, Гутшмид); другие исследователи (Карриер, Гарагашиан) совершенно отвергают существование Мар-Абаса. Вместе с тем Карриер (Carri è re) в своем сочинении "Moise de Khoren et les G éné alogies patriarcales" (Пар. 1891) доказывает, что Моисей Хоренский изображал армянских патриархов по образцу библейских и что весь его труд в этом отношении не что иное, как фальсификация. Вслед за Гутшмидом Карриер в своих "Nouvelles sources de Mo ï se de Khoren" (Вена, 1893; "Suppl é ment", Вена, 1894) утверждает, что в "Истории Армении" есть заимствования из армянского перевода апокрифического жития св. Сильвестра; подлинник этого жития составлен в начале VI в., а армянский перевод встречается в рукописях как введение к армянскому же переводу церковной истории Сократа, которым также пользовался автор "Истории Армении" и который сделан был в конце VII в. На основании этих и др. данных Карриер относит составление "Истории Армении" к первым годам VIII в. Вывод этот принят наиболее выдающимися арменистами, в том числе и Гарагашианом. Дополнением к этюдам Карриера является исследование Г. Халатьянца "Армянский эпос в истории Армении Моисей Хоренский Хоренского" (ч. 1, Моисей Хоренский, 1896). В числе источников "Истории Армении" указаны армянские устные сказания и песни, что делали ее единственным источником для изучения древнеармянского эпоса. Проследив шаг за шагом отрывки эпического характера в "Истории Армении", Г. Халатьянц приходит к заключению, что все они заимствованы из разнообразных письменных памятников арм. литературы, переводных и оригинальных, относящихся к V—VIII вв., и в большинстве случаев представляют собою более или менее искусную переработку библейских мотивов. Тот же исследователь указывает на анахронизмы в "Истории Армении", низводящие составление ее к концу VIII или даже к началу IX в. Равным образом и география, приписываемая Моисей Хоренский Хоренскому, не принадлежит этому армянскому переводчику V в., а относится к VII стол. и, по предположению Патканова, составлена армян. математиком Ананием Ширкаци. "История Армении" переведена на разные европ. языки, в том числе и на русский, Иосифом Иоаннесовым (СПб., 1809) и дважды Н. Эминым (Моисей Хоренский, 1858, и Моисей Хоренский, 1893); география переведена на русск. язык К. Паткановым ("Армянская география VII в., приписываемая Моисей Хоренский Хоренскому", СПб., 1877); новый ее список, с франц. переводом, изд. Ars è ne Soukry (Венеция, 1881; отрывки из нового списка переведены Паткановым в "Ж. Моисей Хоренский Н. Пр.", 1883 г., № 3). На армян, яз. полные собрания соч. Моисей Хоренский Хоренского изд. в Венеции в 1843 и 1865 гг. Литература о Моисей Хоренский Хоренском приведена Баумгартнером в "Zeitschrift der Deutschen Morgenl ä udischen Gesellschaft" (т. 40-й, Лпц., 1886).

Смотрии так же...