Модуляция*

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
М МИ МА МВ МГ МЕ МЁ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЩ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МОД
МОА
МОБ
МОВ
МОГ
МОД
МОЕ
МОЖ
МОЗ
МОИ
МОЙ
МОК
МОЛ
МОМ
МОН
МОО
МОП
МОР
МОС
МОТ
МОУ
МОФ
МОХ
МОЦ
МОЧ
МОШ
МОЩ
МОЭ
МОЮ

Модуляция* (лат. modulatio) — перемена ладов. Модулируют, т. е. меняют лад на новый, с помощью одного из аккордов, ясно указывающих на новый лад. К разряду таких аккордов принадлежат аккорды доминантовой группы. После одного из них следует тоническое трезвучие лада, в который была намечена Модуляция* Модулировать можно основными и обращенными аккордами, при чем следует соблюдать плавность голосоведения и по возможности связь, т. е. общие тоны между последним аккордом первого лада и аккордом доминантовой группы нового лада. Если такой связи не оказывается, то между последним аккордом первого лада и модулирующим аккордом второго ставится такое трезвучие, которое имело бы общие тоны со своими соседними. Это трезвучие называется посредствующим и берется из первого лада или одного из средних с ним ладов. К аккордам доминантовой группы принадлежат: доминантовое трезвучие, доминантаккорд, нонаккорд, септаккорд на седьмой ступени гаммы и уменьшенное трезвучие на той же ступени. Модуляция* делится на постепенную и внезапную. Постепенная состоит из целого ряда сродных трезвучий, лежащих на пути (по квинтовому кругу) от первого лада к тому, в который следует модулировать. Если между первым ладом и отдаленным ладом, в который следует модулировать, находится целая цепь Модуляция*, постепенно подводящая к этому отдаленному ладу, то такой прием называется посредствующей Модуляция* Внезапная Модуляция* состоит из аккорда первого лада, аккорда доминантовой группы нового лада и тонического трезвучия последнего.

Для большего закрепления в последнем ладу полезно ставить перед аккордом доминантовой группы, в особенности перед доминантаккордом, аккорд второй ступени или четвертой нового лада, а потом уже доминантаккорд, или же перед доминантаккордом еще квартсекстаккорд тонического трезвучия последнего лада.

При внезапной Модуляция* пользуются энгармонизмом аккордов, т. е. берут диссонирующий аккорд доминантовой группы первого лада или соседнего с ним лада, энгармонически меняют его на диссонирующий аккорд нового лада, разрешают его и таким образом делают Модуляция* При переходе трезвучия первого лада в диссонирующий аккорд нового лада следует обращать внимание на то, чтобы ступень в первом аккорде и ее хроматическое изменение во втором находились бы в том же голосе и той же октаве. В противном случае образуется переченье, т. е. слишком грубое и очевидное нарушение плавности голосоведения. Если ступень в первом аккорде, подлежащая хроматическому изменению, удвоена, то из двух нот изменяют хроматически ту, которая наиболее заметна, другая же не подлежит хроматическому изменению и идет свободно.

Заметны те ноты, которые находятся в крайних голосах. Из крайних голосов более заметен верхний. Ритмическое условие Модуляция* заключается в том, что диссонирующий аккорд должен находиться на слабом времени такта, а его разрешение на сильном.

Н. С.

Смотрии так же...