Мода

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
М МИ МА МВ МГ МЕ МЁ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЩ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МОД
МОА
МОБ
МОВ
МОГ
МОД
МОЕ
МОЖ
МОЗ
МОИ
МОЙ
МОК
МОЛ
МОМ
МОН
МОО
МОП
МОР
МОС
МОТ
МОУ
МОФ
МОХ
МОЦ
МОЧ
МОШ
МОЩ
МОЭ
МОЮ

Мода (франц. mode от дат. modus; англ. fashion, откуда наше "фэшенебльный") — форма проявлений культурной жизни, поскольку они вызываются не силою необходимости или преданий, а изменчивой прихотью дня. Психологической основою Мода является инстинктивная, слабо зависящая от сознательной воли переимчивость, как одно из проявлений стадности (см.). Область, где главным образом царит Мода, — костюм; нет, однако, такой сферы культурной жизни, которая могла бы совершенно избежать влияния Мода Ей подчинены способ приготовления и последовательность кушаний, обставление жилых помещений мебелью, установление празднеств, форма писем и т. д., вплоть до наиболее ходких в данный исторический момент философских учений или поэтических произведений (применение термина Мода к явлениям в мире науки и искусств всегда, впрочем, имеет характер порицания). У народов с малоразвитою культурою Мода выражается обыкновенно лишь в украшениях женщин; мало также имеет она влияния на одеяние общественных классов, имеющих свой сословный костюм (напр. духовенство у большинства народов) или на так назыв. национальные костюмы. С каждым годом она завоевывает все новые сферы влияния, и местные особенности постепенно исчезают. Прихоти Мода первоначально исходили из стремления к усовершенствованию. Каждая часть одежды — шляпа, чулок, галстук, подтяжки, пуговицы — может подвергаться постоянным совершенствованиям; но и здесь прогресс идет не в виде прямой линии, а изгибами, часто уклоняясь от естественного и простого к искусственному и странному. Мода является фактором, сильно влияющим на спрос и поэтому нормирующим цену. Перемена Мода обесценивает значительные запасы; она понижает ценность товаров, пригодность которых, в сущности, остается неизменною. В старину придавалось большое значение драгоценности одежды и утвари; Мода привела или приводит к приблизительному уравнению сословий в отношении костюма. Несомненное прогрессивное упрощение костюма, несмотря на перемены в Мода, явствует и из того факта, что в настоящее время расходы на одежду сравнительно с прошлым составляют значительно меньшую часть житейских расходов. Со времен Людовика XIV обыкновенно в Мода костюмов задает тон Франция, нередко, однако, выдерживая борьбу с национальными оппозициями и не раз и сама подвергаясь влиянию чужеземцев; так, наприм., незадолго до революции вошли в Мода квакерский костюм Франклина и английские Мода; тенденции в сторону английских Мода оживают снова и в самое последнее время. Попытки Густава III Шведского, немецких буршей начала XIX в., мадьяр, поляков и др. вернуться к национальной одежде имели всегда лишь временный успех. Мужской костюм, начиная с 1848 г., освободился, за исключением сравнительно незначительного разнообразия модных "фасонов", от прихотей Мода; принудительный характер модного костюма удержался лишь за фраком, повсюду составляющим официальное одеяние мужчин, не носящих формы. История Мода в общем составляет довольно существенную часть культурной и бытовой истории, особенно в современной Европе: настроения эпохи часто отражаются в изменчивых внешних формах жизни. Строгая испанская Мода, удалые костюмы времен 30-летней войны, пышный костюм эпохи Людовика XIV, изящно-фривольный — эпохи Людовика XV, простое "гражданское" платье времен американской освободительной войны и революции 1789 г. — все это как бы олицетворяет умственные направления, господствовавшие в данные периоды (см.). Россия со времен Петра В. подпала влиянию общеевропейской Мода; лишь при имп. Павле I Мода подвергались гонению. Принцип правительственного вмешательства в дело Мода, внесенный Петром Вел. по отношению к ношению бороды или усов, удержался в России до половины XIX в. Модные газеты и журналы Мода возникли, вероятно, из костюмных книжек XVI и XVII вв. (напр. О. Weigel'я, Jost'a Ammon'a и др.); первым действительным модным журналом был "Mercure galant" (1672). В России первым журналом, посвященным Мода, было "Модное ежемесячное издание" (1779).

Модные журналы, выходящие теперь во Франции, Германии и Англии, являются проводниками мод далеко за пределами этих стран; таковы во Франции: "L'Art et la Mode", "Le Moniteur de la Mode", "La Saison", "Le Salon de la Mode" и мн. др.; в Англии: "Ladies' Gazette of fashion", "Lady's Pictorial", "Myra's Journal", "Queen"; в Германии: "Modenwelt" (выходит на 12 языках, в том числе на рус. в СПб., под загл. "Модный Свет и Мода Магазин"), "D e r Bazar" (на 10 языках; также изд. в СПб.), "Allgemeine Modezeitung" и др. Для мужских мод в Париже — "Journal des Marchands-Tailleurs" и "Journal des Tailleurs", в Дрездене — "Europ. Modenzeitung", в Лондоне — "Minister's Gazette of fashion", "Tailor and Cutter" и др. Русские Мода журналы "Модный магазин", "Модистка", "Вестн. моды" (см.) и др. В настоящее время, кроме ряда журналов, специально посвященных Мода, многие еженедельные издания дают модные приложения (женские и детские костюмы). Литературу см. в статье Костюм (см.) и, кроме того: R. Schultze, "Die Modenarrheiten" (Б., 1868); Kleinw ä chter, "Zur Philosophie der Mode" (1880); M. Fischer, "Modethorheiten" (Аугсбург, 1891).

Смотрии так же...