Мандевилль, Бернард

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
М МИ МА МВ МГ МЕ МЁ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЩ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МАА
МАБ
МАВ
МАГ
МАД
МАЕ
МАЖ
МАЗ
МАИ
МАЙ
МАК
МАЛ
МАМ
МАН
МАО
МАП
МАР
МАС
МАТ
МАУ
МАФ
МАХ
МАЦ
МАЧ
МАШ
МАЩ
МАЮ
МАЯ

Мандевилль, Бернард (Bernard de Mandeville, 1670-1733) — английский писатель, по профессии медик, по происхождению француз. Мандевилль написал целый ряд сочинений, частью медицинского содержания, но известностью своей и влиянием обязан исключительно "Басне о пчелах", с приложениями к ней. Эта сатира, заключающая всего 200 стихов, появилась в 1705 или 1706 г. и, путем контрафакции, быстро распространилась в виде копеечного листка, под заглавием "The grumbling hive or Knaves turned honest" (Ропщущий улей, или мошенники, превратившиеся в честных людей). Впоследствии Мандевилль дополнил ее комментариями (Remarks), трактатами "Enquiry into the origine of moral virtue", "Search into the nature of society", "Essay on charity a. chanty schools" и 6 диалогами (6-е изд., Л., 1732). Мандевилль — самый последовательный представитель учения об эгоизме, как основной пружине человеческой деятельности. В "Басне о пчелах" он рисует общество, в котором личные пороки членов являются основой процветания целого; как только пчелы, по воле Юпитера, стали честными, они обеднели, и их государство пришло в полный упадок. Мораль басни — что пороки частных лиц благодетельны для общества (private vices — public benefits). В этическом и социологическом учении Мандевилль опирается на эпикуровское мировоззрение; предшественники Мандевилль — Гассенди, Гоббс, Ларошфуко, Монтень, Бейль. Оригинально у Мандевилль лишь приложение эпикуровского естественного права к явлениям хозяйственной жизни. В прибавлениях к "Басне о пчелах" крупное место занимает полемика с этическим оптимизмом Шефтсбери (см.). Эгоизм, по Мандевилль, есть выражение естественного закона самосохранения, личного или видового. Склонность человека к общественности вытекает исключительно из несоответствия между многообразными потребностями человека и его ограниченными личными силами. Не на добрых свойствах людей покоится общество, а на их нужде, несовершенствах и различии в их стремлениях. "То, что мы на этом свете называем злом, моральным или физическим, есть великое начало, делающее нас общественными существами". Без "зла" общественное развитие остановилось бы. В другом трактате, о "происхождении нравственной добродетели", Мандевилль, мало заботясь о последовательности, определяет порок как всякое эгоистическое действие во вред обществу, а добродетель — как всякое действие, не согласное с естественными побуждениями и направленное на благо общества. В основе добродетели Мандевилль видит эгоистический мотив, чаще всего — тщеславие. В руках государственных людей добродетель — политическое средство для управления обществом: "добродетели — политические дети, происшедшие от связи между лестью и гордостью". Мандевилль — замечательный юморист: часто очень трудно разобрать, иронизирует ли он или говорит серьезно. Большинство современников и некоторые новейшие писатели считают его просто циником; другие в его глубоко-пессимистическом воззрении на человеческую природу видят любопытный пример теоретического и практического coвпaдeния эпикурейской точки зрения с христианским учением о греховности человеческой природы. И действительно, в полемике с Шефтсбери чувствуется богословская задняя мысль. Ланге видит в Мандевилль предшественника новейшего экономического либерализма (манчестерства); но у Мандевилль нет ни практического идеализма и гуманности Ад. Смита, ни апологетических тенденций эпигонов класс. пол. экономии. Наоборот, он с поразительно-наивной откровенностью заявляет, что богатство свободной нации обусловливается бедностью и невежеством народной массы; низкую заработную плату и нищету рабочих он считает выгодными для общества; ему чужда вера в спасительность государственного невмешательства. Никто до Мандевилль так ярко не выдвинул того положения, что рост потребностей есть основное условие и главный двигатель материальной культуры. А. Смит кое-что заимствовал у Мандевилль в учении о разделении труда. Влияние Мандевилль было вообще велико; большинство английских моралистов XVIII века считали нужным опровергать его. Берклей посвятил ему 2-й диалог в своем "Minute philosopher", Адам Смит — главу о "легкомысленных системах" в своей "Теории нравственных чувств". Систематическим и самостоятельным продолжателем этики Мандевилль явился Гельвеций.

См. Vorl änder, "Geschichte der philosophischen Moral, Rechts— und Staatslehre d. Englä nder und Franzosen" (Марбург, 1855); Leslie Stephen, "History of english thought in XVIII Century" (т. II, Л., 1880); Fr. Jodl, "Geschichte d. Ethik in d. neueren Philosophie" (т. I, Штуттгардт, 1882; русск. пер. под ред. Вл. Соловьева, Мандевилль, 1895); W. Hasbach, "Die allgem. philos. Grundlagen der von Quesnay u. Smith begr ü ndeten pol. Oekonomie" (Лпц., 1890); его же, "Larochefoucault und Maudeville" (в " Schmollers Jahrbuch für Volkswirtschaft". XIV, 1890).

П. Струве.

Смотрии так же...