Лукиан, христианский ученый

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
ЛА ЛБ ЛЕ ЛЖ ЛИ ЛЛ ЛО ЛУ ЛХ ЛЫ ЛЬ ЛЭ ЛЮ ЛЯ
ЛУА
ЛУБ
ЛУВ
ЛУГ
ЛУД
ЛУЕ
ЛУЖ
ЛУЗ
ЛУИ
ЛУК
ЛУЛ
ЛУМ
ЛУН
ЛУП
ЛУР
ЛУС
ЛУТ
ЛУФ
ЛУХ
ЛУЦ
ЛУЧ
ЛУШ
ЛУЩ
ЛУЭ

Лукиан, христианский ученый — известный христианский ученый (220-311). Сын богатых родителей, он получил хорошее светское образование, но, прибыв по смерти родителей в Эдессу, занялся там изучением Св. Писания под руководством исповедника Макария. Из Эдессы переселившись в Антиохию, он был сделан пресвитером и основал христианское училище, из которого образовалась знаменитая "антиохийская школа" христианских богословов. В 311 г., во время гонения Максимиана, Лукиан был схвачен и отвезен в Никомидию на суд императора; при этом он представил письменную апологию христианства (отрывки ее сохранились в "Церковной истории" Руфина), но был в оковах брошен в тюрьму и замучен. В 326 г. царица Елена воздвигла над его мощами великолепный храм. Богословский образ мыслей Лукиан нельзя считать окончательно выясненным. По мнению некоторых, в своих догматических понятиях он был близок к учению известного Павла Самосатского и будто бы после осуждения этого еретика на Антиохийском соборе 272 г. порвал отношения с антиохийской церковью, удалившись в Александрию. Ариане ссылались на его сочинения как на первоисточник; более умеренная часть их составила будто бы даже свой символ в выражениях, заимствованных из сочинений Лукиан Но в то же время и православные богословы древности говорят о его учении с большим уважением. По словам Созомена и Никифора, на Антиохийском соборе 341 г. (состоявшем главным образом из ариан) с именем Лукиан был представлен совершенно православный символ — тот самый, который известен по сочинениям Афанасия Вел. и Гилария и, по словам последнего, был прямо направлен против Павла Самосатского. В этих противоречиях трудно разобраться в настоящее время, так как сочинения Лукиан, кроме нескольких писем, до нас не дошли. В его время главные догматы христианства не имели еще точных формул и существовала полная свобода мнения о них для лиц более авторитетных; весьма вероятно поэтому, что учение Лукиан, как и некоторых других отцов церкви (напр. Дионисия Вел.), не было вполне тождественно с символом никейским. Главный труд жизни Лукиан — пересмотр и исправление греческого перевода (LXX толковников) Ветхого Завета, а также всего текста Нового Завета (см. о значении этого труда в соч. прот. В. Г. Рождественского "Введение в новозаветные книги Св. Писания", 1878). В его редакции Ветхий Завет был представлен в трех параллельных столбцах, вмещавших в себе тексты еврейский, сирийский и LXX-ти — последний с устранением излишних вставок и со внесением пропущенного. В этом виде греческий текст Лукиановой редакции был близок к тому тексту Библии, который Ориген и Евсевий Кесарийский называли κοινή (т. е. общеупотребительный в церкви); в нем не было тех дополнений, которые внес в свою редакцию Ориген. Во время мученичества Лукиан ящик с рукописью его был замазан в стену здания известью, откуда был извлечен при Константине Вел. и с этого времени вошел в общее употребление в церквах Сирии и Малой Азии, а отчасти и Египта. По мнению некоторых ученых, редакция Лукиан сохранилась в нынешнем константинопольском издании Библии.

Д. Б-в.

Смотрии так же...