Созомен

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
С СА СБ СВ СГ СД СЕ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СОУ
СОА
СОБ
СОВ
СОГ
СОД
СОЕ
СОЖ
СОЗ
СОИ
СОЙ
СОК
СОЛ
СОМ
СОН
СОО
СОП
СОР
СОС
СОТ
СОУ
СОФ
СОХ
СОЦ
СОЧ
СОШ
СОЮ
СОЯ

Созомен (Ермий) Саламанский — греческий церковный историк V в. Годы его рождения и кончины неизвестны, место пребывания и деятельности его — Константинополь. Его "Церковная история" обнимает время от 323 до 439 г., но до нашего времени сохранился рассказ лишь до 423 г. Недостаток сочинения Созомен — отсутствие самостоятельности. Хотя в нем и видно непосредственное знакомство с первоисточниками (Афанасий Вел., Руфин, Филосторгий), но Валезий, а из новых ученых — Ад. Гарнак и Иееп (Jeep), считают его труд в большей или меньшей степени плагиатом соч. Сократа Схоластика, которым он постоянно пользуется, вовсе о нем не упоминая (что, впрочем, в те времена было в обычае). Некоторые критики, впрочем, объясняют близкое сходство Созомен н Сократа тем, что оба пользовались одними источниками, причем Созомен не знал о работе Сократа. Ад. Гарнак предполагает, что Созомен писал свою историю собственно для монашествующих, так как, по сведениям Гарнака, он родился в Палестине, в Газе, и воспитание его происходило под влиянием монахов, между которыми он упоминает своего деда. Против этого проф. А. И. Лебедев возражает, что Созомен прямо называет труд предназначаемым не только для духовенства, но и для простых верующих и даже для язычников. По мнению проф. Лебедева, у Созомен было под руками много источников, совсем не известных Сократу: Созомен рассказывает много нового о монашестве, о христианстве в Персии, о подвигах Мартина Турского, о событиях из жизни Константинополя. История Созомен отличается от Сократовой еще направлением: он не сочувствовал Оригену и холодно относился к поэзии и философии эллинской. Созомен старается говорить красноречиво, Сократ — серьезно и сухо. По мнению г. Лебедева, от Сократа, как и от других писателей, Созомен усвоял лишь лучшие мысли; так, он утверждал что язычники, при появлении христианства, были подготовлены к нему не менее, чем иудеи; он хорошо отзывался об образовании и способностях таких еретиков, как Арий, Аэций, Акакий Кесарийский, Аполлинарий Лаодикийский. Созомен написал также историю трех первых веков христианства, но она не дошла до нас.

См. А . Лебедев "Греческие церковные историки IV, V и VI вв." (1890); ст. Гарнака в "Real-Encyclopaedie" Герцога.

Н. Б—в.

Смотрии так же...