Кранмер

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
К КЫ КА КВ КГ КЕ КЁ КИ КЛ КМ КН КО КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КРА
КРЕ
КРЖ
КРИ
КРЛ
КРО
КРС
КРУ
КРШ
КРЫ
КРЭ
КРЮ
КРЯ

Кранмер (Томас Cranmer) — реформатор английской церкви при Генрихе VIII и Эдуарде VI. Кранмер род. в 1489 г., богословское образование получил в Кембридже, там же был проф. богословия. Узнав, что по вопросу о разводе Генриха VIII с Екатериной Аррагонской (см.) Кранмер высказался в пользу короля, последний назначил его своим капелланом и в 1530 г. послал его хлопотать о разводе в Рим, а в 1531 г. — в Германию. В Германии Кранмер встречался с протестантскими богословами и охотно беседовал с ними; в Нюрнберге он бывал у страстного приверженца реформации Озиандера, познакомился с его племянницей и тайно женился на ней, вопреки католическому церковному праву. По возвращении в Англию, Кранмер был возведен в сан архиеп. кентерберийского (1532) и, опираясь на решение конвокации, расторг брак короля, объявив его дочь Марию незаконнорожденной. Когда папа ответил на брак Генриха VIII с Анной Болейн отлучением, Генрих, под влиянием Кранмер, поставил вопрос о папском главенстве над церковью в Англии. Спрошенные по этому вопросу ученые богословы, канонисты, высшие представители английской церкви и университеты высказались против папства (март 1534 г.), а конвокация постановила, чтобы кентерберийский архиепископ принял титул примаса и митрополита всей Англии. Кранмер открыто проповедывал с церковной кафедры против папского главенства, доказывая, что папа — антихрист. Кранмер хотел реформировать англиканскую церковь в духе лютеранства, но не нашел поддержки в короле, а духовенство было против реформы. При бесхарактерности Генриха VIII и склонности его к католическим догматам, Кранмер при нем трудно было осуществить свои планы. Еще с 1533 г. Кранмер настойчиво доказывал необходимость перевода и распространения в народе Библии, но большинство английских епископов было против перевода. Только в 1536 г. конвокация разрешила издать перевод Библии, который и появился через год ("Matthew's Bible"). Переводом, однако, остались недовольны и приступили, по инициативе Кранмер и Кромвеля, к новому переводу. В начале 1539 г., после больших затруднений, Библия была издана под редакцией и с предисловием Кранмер, под названием " Кранмеровой" или "Большой" Библии. С 1541 г. Кранмер занялся упрощением богослужения: был уничтожен обряд поклонения кресту, закрыты иконы на время поста, с икон сняты украшения из материй и т. п. После смерти Генриха VIII (1547) Кранмер получил еще большую силу. Регенты, правившие за малолетством короля Эдуарда VI (Соммерсет и Варвик), и сам молодой король были под сильным влиянием Кранмер, который теперь уже открыто выражал сочувствие к протестантизму. По его предложению в Англию стали переселяться протестантские богословы (Мартин Буцер, Тремеллио, Фагиус, П. Мартир и др.); им были предоставлены видные общественные должности, бенефиции и кафедры в университете. Некоторые из них приняли участие в составлении книги общих молитв (the book of common prayer). В 1548 г. была издана книга гомилий, в издании и составлении которой главное участие принимал Кранмер, лично составивший 4 гомилии: о спасении, о вере, о добрых делах, о пользовании св. Писанием; были изданы еще "статьи веры". Еще в 1548 г. Кранмер составил краткий катехизис, а в 1 551 г. принялся за составление символа веры англ. церкви. Труд этот, над которым Кранмер работал при содействии П. Мартира и Меланхтона, был издан в 1552 г. на лат. и англ. яз. ("Articles of faith"). При преемнице Эдуарда, Марии, церковные преобразования Кранмер были уничтожены и сам Кранмер подвергся опале. Гардинер (см.), заклятый его враг, занявший место во главе королевского совета, заключил Кранмер в тюрьму, обвинив в государственной измене (заговор с целью лишить Марию права на престол). Религиозный фанатизм и жажда мести побуждали королеву отправить Кранмер на костер, но казнь откладывалась до 1556 г., когда Кранмер был признан папою виновным в ереси и приговорен, как еретик, к сожжению. Узнав об этом, Кранмер 6 раз отказывался от своей "ереси" и подписал акт, где отрекался от своих религиозных убеждений и признавал главенство папы. Тем не менее Мария отдала приказ о его казни; Кранмер отвели в церковь св. Марии в Оксфорде, где он должен был клятвой подтвердить свое отречение. Но здесь, вопреки ожиданиям собравшегося духовенства, Кранмер произнес речь, в которой торжественно подтвердил непоколебимость прежних его убеждений и отказался от подписанного им отречения. "И так как моя рука погрешила — сказал он, — написав то, что было противно моему сердцу, то она первая и будет наказана: когда я пойду в огонь, она сгорит первая". 21 марта 1556 г. его взвели на костер. "Вот рука", воскликнул Кранмер на костре, "пусть же она первая и вынесет наказание" — и он терпеливо держал ее в пламени, "не шевелился и не кричал".

П. Конский.

Смотрии так же...