Евгемер

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Е ЕВ ЕГ ЕД ЕЖ ЕЗ ЕЙ ЕК ЕЛ ЕМ ЕН ЕП ЕР ЕС ЕТ ЕФ ЕХ ЕЦ ЕШ ЕЯ
ЕВА
ЕВБ
ЕВВ
ЕВГ
ЕВД
ЕВЕ
ЕВИ
ЕВК
ЕВЛ
ЕВМ
ЕВН
ЕВО
ЕВП
ЕВР
ЕВС
ЕВТ
ЕВФ
ЕВХ
ЕВЬ

Евгемер (Εΰήμερος) — философ киренской школы, живший при дворе македонского царя Кассандра (кон. IV в. до Рождества Христова). Ему принадлежит соч. "Священный список" (Ίερά άναγραφή), в латинском переводе Энния названное Священной историей . Во время своих путешествий, — рассказывает Евгемер, — он видел на острове Панхае, у берегов Аравии, древнее святилище Зевса Трифилия; в святилище находился золотой столб с надписями, начертанными самим Зевсом. Из надписей Евгемер узнал всю родословную Зевса, одного из потомков первого владыки этой земли, Урана. Пять раз объехал Зевс всю землю и умер на Крите, где кноссяне показывали его гробницу. О других божествах Евгемер также говорит как о людях, только после смерти превознесенных на уровень богов за свои подвиги и заслуги. Такое толкование мифологических образов, а вместе с ними и начал политеистической религии, получило название евгемеризма. Примеры евгемеризма встречаются в греч. литературе задолго до Евгемер, который только возвел в систему единичные опыты низведения богов и героев в разряд смертных. Согласно этой системе Атлас, держащий на своих плечах небо, превращается в мудрого астронома, бог ветров Эол — в искусного мореплавателя, одноглазый Полифем — в хитреца, об уме которого символически свидетельствует помещенный посередине лба глаз, и т. п.; мифы и сказания о богах и героях принимают вид правдоподобных повестей о простых смертных. Евгемеризм нашел себе деятельную поддержку в христианских апологетах — Лактанции, Августине и др., для которых он служил вернейшим изобличением несостоятельности языческого многобожия. Ту же систему проводят в своих соч. Банье — "La Mythologie et les fables expliqué es par l'histoire" (П., 1738), Моро-де-Жоннес — "Les temps mythologiques, essai de restitution historique" (П., 1876), Рауль-Рошет, С.-Круа и другие. Ошибка евгемеризма состоит в том, что он политеистическую религию считает измышлением нескольких отдельных лиц. Понимание политеизма как миросозерцания, присущего человечеству на известной степени его культуры, неизбежно приводит к полному отрицанию евгемеризма. См. R. de Block, "Euh émè re, son livre et sa doctrine" (Монс, 1876). Дельные критические замечания в "History of Greece", Грота.

О. Мищенко.

Смотрии так же...