Донателло

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Д ДА ДВ ДГ ДЕ ДЁ ДЖ ДЗ ДИ ДЛ ДМ ДН ДО ДР ДУ ДХ ДЫ ДЬ ДЭ ДЮ ДЯ
ДОА
ДОБ
ДОВ
ДОГ
ДОД
ДОЕ
ДОЖ
ДОЗ
ДОИ
ДОЙ
ДОК
ДОЛ
ДОМ
ДОН
ДОО
ДОП
ДОР
ДОС
ДОТ
ДОУ
ДОФ
ДОХ
ДОЦ
ДОЧ
ДОШ
ДОЩ

Донателло (Donatello, собственно Донато ди Никколо ди Бетто-Барди, D. di Betto Bardi) — один из самых замечательных итальянских скульпторов эпохи возрождения; род. со Флоренции или близ нее, между 1382 и 1387 гг.; учился в мастерской живописца и скульптора Биччи ди Лоренцо, пользуясь покровительством богатого флор. банкира Мартелли. Для окончания своего художественного образования ездил на два или на три года в Рим вместе с известным архитектором Брунеллески. Одна из его первых работ — горельеф из мелкозернистого камня, находящаяся в церкви Санта-Кроче, во Флоренции, и изображающий Благовещение. Донателло по преимуществу был реалист, в его работах постоянно преобладает стремление изображать природу так, как она есть, и иногда можно подумать, что он нарочно отыскивает ее некрасивые стороны. Изучение памятников греко-римской пластики также несколько умерило его реалистические стремления. Поэтому у него два стиля: реалистический и классический. К первому относится его статуя Магдалины (около 1434 г., наход. В флор. Крестильнице). Это — исхудалая старуха, покрытая волосами. То же направление видно и в его статуе царя Давида, известной под названием "Zuccone" и помещенной в фасадной стороне башни Джиотто во Флоренции. Статуя эта — портрет современника, с большой лысой головой. Плоский рельеф, изображающий голову в профиль св. Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (наход. теперь в Англии). Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло во Флоренции, изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее в Лондоне). Барельефы Донателло, заключенные в восемь медальонов и заказанные Козимо Медичи для внутреннего портика его дворца, где они находятся и поныне — быть может, просто копии с антиков. Но лучшие работы Донателло — те, в которых он, не увлекаясь излишним реализмом и не подражая произведениям древности, искал своих идеалов в самом себе. Это, например, можно сказать о мраморной статут св. Георгия и о статуях Давида и апостола Марка. Первая вылита из бронзы, вторая мраморная, обе во Флоренции. Менее удачна бронзовая статуя Юдифи в Loggia dei Lanzi во Флоренции. Несколько статуй вырублено Донателло для фасада флорент. собора; между сохранившимися замечательна статуя евангелиста Иоанна. В 1444 г. Донателло был призван в Падую для отлития из бронзы конной статуи кондотьера Венецианской республики Гаттамелаты [Erasmo Marzi da Narni]. Она стоит теперь перед церковью св. Антония. Со времен древних римлян не было вылито в Италии ни одной подобной колоссальной статуи. Художник остался в Падуе до 1456 г. и произвел там при помощи своих учеников несколько работ для украшения црк. св. Антония. Самые замечательные из них — бронз. барельефы, представляющие эпизоды из жизни названного святого, покровителя Падуи. В 1457 г. Донателло работает (опять во Флоренции) Св. Иоанна Крестителя, патрона Флоренции, тип которого он создал. Он представлял Предтечу во всех возрастах, отдельными статуями, горельефом и барельефом. Замечательна его мраморная статуя Иоанна в м. Барджелло. Худощавый, как скелет, он имеет выражение как бы ни на чем не остановившейся мысли и идет вперед, как бы не зная сам куда; его полуоткрытые уста готовы произнести пророческие слова. Отличительная черта Донателло состоит в том, что он с таким же искусством изображал силу, энергию, как и грацию, миловидность. Его барельеф мраморного балкончика собора г. Прато, вырубленный в 1434 г., изображает полунагих детей или гениев, пляшущих хороводом или играющих на различных инструментах, с венками цветов. Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. То же самое можно сказать и о других мраморных барельефах, предназначавшихся для флор. собора и находящихся теперь в Opera del Duomo. Некоторые детские бюсты Донателло в высокой степени верно воспроизводят действительность и чрезвычайно миловидны. Донателло с необыкновенной верностю угадывал впечатление, которое его работы будут производить на известном расстоянии, и умел определять степень их оконченности. Портретные бюсты — отрасль пластики, столь любимая греками и римлянами и совершенно оставленная в средние века — была воскрешена Донателло Некоторые из его бюстов замечательны по своей индивидуальности и как нельзя более характеристичны. Вообще Донателло с необыкновенным умением передавал духовную жизнь представляемого им лица. Таков, напр., бюст из обожженой глины, раскрашенный Никколо да-Уццано и красующийся ныне в муз. Барджелло. Любопытные произведения Д, находятся в ризнице црк. св. Лаврентия, во Флоренции. Это — барельефы-медальоны, изображающие евангелистов вдохновленными или погруженными в думу, а также сцены из жития Иоанна Крест, преисполненные драматизма. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Донателло передавал страсти резко, с некоторою жесткостью, иногда даже в отталкивающих формах, как, напр., в барельефе, исполненном из крашеного гипса, находящемся в црк. св. Антония в Падуе и изображающем "Положение во гроб". То же самое мы видим и в последнем его произведении, оконченном после его смерти учеником его Бертольдо, а именно в барельефах двух кафедр в црк. св. Лаврентия, изображающих Страсти Господни. Донателло исполнил также вместе с учеником своим Микелоццо Микелоцци несколько надгробных памятников в церквах; между ними замечателен монумент развенчанного папы Иоанна XXIII: он послужил образцом для многочисленных надгробных памятников, явившихся в XV и XVI столетиях во многих церквах Италии. Последние годы своей жизни Донателло провел во Флоренции, работая до глубокой старости; умер в 1466 г. и погребен с большими почестями в церкви св. Лаврентия, украшенной его работами.

А. ф. Фрикен.

Ср. Semper, "D., seine Zeit und Schule" (Вена, 1875); H. Tschudi, "D. e la critica moderna" (Турин, 1887); W. Bode, "Italienische Bildhauer der Renaissance" (Б. 1887) E. M ü ntz, "D." (в серии монографий: "Les Artistes c élèbres", 1885).

Смотрии так же...