Дамба

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Д ДА ДВ ДГ ДЕ ДЁ ДЖ ДЗ ДИ ДЛ ДМ ДН ДО ДР ДУ ДХ ДЫ ДЬ ДЭ ДЮ ДЯ
ДАА
ДАБ
ДАВ
ДАГ
ДАД
ДАЖ
ДАЗ
ДАИ
ДАЙ
ДАК
ДАЛ
ДАМ
ДАН
ДАО
ДАП
ДАР
ДАС
ДАТ
ДАУ
ДАФ
ДАХ
ДАЦ
ДАЧ
ДАШ
ДАЯ

Дамба — искусственное возвышение в виде вала, большею частью из земли, иногда же из фашин, камня или соединения этих материалов. Дамба строятся в низких местах долин, в болотах и руслах рек, а также вдоль морских берегов, для проведения полотна дорог над водою или же для целей гидротехнических (см. Внешние портовые сооружения, Плотины). Высота Дамба, назначенной для железной или шоссейной дороги, должна быть настолько значительна, чтобы дорожное полотно не затоплялось высокою водою (см. Горизонт воды в реках), причем полотно возвышается над высокими водами не менее 1 м (для русских железных дорог установлено 0,6 саж.). Ширина Дамба поверху определяется установленным размером полотна дороги, а для речных и морских Дамба — условием устойчивости. Ширина основания Дамба зависит от ширины ее гребня, высоты Дамба и допускаемой крутизны откосов, смотря по роду материала. Для возведения железнодорожных и шоссейных Дамба предпочитают грунт, не удерживающий в себе воду, песчаный, гравелистый; глина же для этой цели не пригодна. Откосам земляных Дамба придают уклон одиночный или полуторный, т. е. ширину 1 или 1,5 м на каждый метр высоты. В откосах высоких Дамба устраиваются через каждые 2-8 м уступы в виде горизонтальных площадок, так наз. бермы, шириной в 0,5 м, которые увеличивают устойчивость Дамба и затрудняют размыв откоса водою. Дамба насыпаются слоями в 0,25-0,5 м высоты, причем каждый слой утрамбовывается для большего уплотнения земли. Если грунт, употребляемый на насыпку Дамба, неудобен для засевания, то откосы дернуются или покрываются слоем растительной земли толщиною 15-20 см, который засевается травою; речные же Дамба часто засаживаются кустарником ивовой или другой быстро растущей породы для закрепления поверхности. Откосы Дамба, подверженные напору текучей воды или ударам волн, замащиваются камнем до горизонта высоких вод. Часто также откосы Дамба к стороне воды делаются более пологими сравнительно с противоположным (нагорным) откосом. Для укрепления откосов Дамба употребляются также фашины, колья, забитые рядами, плетни из хвороста и т. д. Если Дамба строится на болотистой почве, то вода может просачиваться под основанием Дамба и способствовать ее разрушению. В таком случае надо предварительно выкопать в болотном грунте ров достаточной глубины и ширины, утрамбовать его глиной и на этом искусственном основании возвести Дамба При постройке наших железных дорог в Полесье, искусственные основания для Дамба в болотах устраивались из деревянных ростверков. При пересечении дорогами обширных впадин почвы, где сооружение Дамба значительной длины и высоты становится невыгодным, их заменяют виадуками (см.). В недавнее время для увеличения устойчивости речных Дамба стали делать ядро насыпи из камня или бетона (Дамба нового Кротонского водопровода близ Нью-Йорка).

А. Таненбаум.

Смотрии так же...