Гонкуры

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Г ГА ГВ ГД ГЕ ГЖ ГЗ ГИ ГЛ ГМ ГН ГО ГР ГУ ГФ ГХ ГЫ ГЬ ГЭ ГЮ ГЯ
ГОА
ГОБ
ГОВ
ГОГ
ГОД
ГОЕ
ГОЗ
ГОЙ
ГОК
ГОЛ
ГОМ
ГОН
ГОО
ГОП
ГОР
ГОС
ГОТ
ГОУ
ГОФ
ГОХ
ГОЦ
ГОЧ
ГОШ
ГОЩ

Гонкуры (братья Goncourt; Эдмон — род. в 1822 г. в Нанси; Жюль — род. в 1830 г. в Париже, умер в 1870 г.) — известные французские писатели. Неразлучные с детства, преданные всегда одним и тем же занятиям, имевшие во всем и ко всему одинаковые вкусы и наклонности, они представляют единственный в своем роде пример идеального литературного сотрудничества. В их произведениях исчезает индивидуальность каждого из авторов, но зато дружная работа двух крупных, одинаково настроенных, талантов придает всему, что ими написано, интенсивность замысла и яркость стиля, доступную немногим из современных писателей-художников. Природные артистические наклонности побудили Гонкуры заняться сначала живописью. В смысле творчества они не достигли многого на этом поприще, но все-таки долголетние занятия технической стороной искусства и постоянное изучение его произведений наложили отпечаток на всю их дальнейшую деятельность. Обладая материальным достатком, Гонкуры сделались страстными собирателями художественных произведений и редкостей, превратили свой дом в музей и внесли во французскую литературу то, что Бурже называет "le goût du bibelot". Живя постоянно среди художественных реликвий умерших эпох, Гонкуры воспитали в себе особую остроту зрения, уменье понять до мельчайших подробностей внутренний мир отдельного человека или целого общества известной эпохи по внешним знакам их жизни. С этой подготовкой Гонкуры дебютировали в литературе этюдами бытовой и художественной жизни XVIII в. Таковы их "Portraits intimes du XVIII s." (1856-58), "Histoire de Marie-Antoinette" (1858), "Les Maîtresses de Louis XV" (1860), "La femme au XVIII s." (1862), "L'art du XVIII s." и др. В названных этюдах Гонкуры, прежде всего, тонкие знатоки искусства, не выводящие философских заключений из живописи Ватто и Буше, а обсуждающие их с технической точки зрения рисунка, красок, тона и т. п. Из массы накопленных ими мелких обособленных фактов они с изумительным искусством воссоздают живую картину жизни XVIII ст. с ее небрежной грацией и таящимся в глубине холодным скептицизмом. В этих исторических книгах Гонкуры выражается уже вся сущность литературного дарования Гонкуры: они — художники-бытописатели, тонко схватывающие и артистически передающие внешнюю сторону жизни, привычки и вкусы людей, все капризные оттенки этих вкусов, но не вносящие ничего нового в объяснение движений человеческой души.

От исторических сочинений, изобилующих живописными деталями и написанных нервным языком, переход к писанию романов совершился сам собой. Роман, по определению Эдм. Гонкуры, есть "история, как она могла бы быть". Произведения Гонкуры — точное применение этого определения на практике. Они опять собирают горы "petits papiers", факты, рисующие душевную жизнь современного человека; ставят себе целью изображение истины во всей ее наготе, неприглядности и беспощадности; изучают жизнь, по своему собственному выражению, "sur le vrai, le vif, le saignant"; проводят недели и месяцы в госпиталях, рабочих домах и создают наконец целый ряд романов, в которых воображение авторов играет наименьшую роль, а все дело — в точном анализе результатов наблюдения. Понимая роман как воспроизведение скорее нравов, чем страстей современного общества, Гонкуры не делают героями своих романов людей исключительных, создающих себе условия жизни собственной энергией, а напротив, изображают чаще всего пассивные натуры, без резко выраженной индивидуальности — натуры, поддающиеся влияниям среды и не умеющие оказать им достаточного сопротивления. В этом отношении Гонкуры пошли даже слишком далеко: сюжетом их романов являются чаще всего болезни воли, патологические состояния человеческой души. Самым характерным для таланта и манеры Гонкуры романом является "Charles Demailly" (напечатанный впервые в 1861 г. под заглавием "Les hommes de lettres"), в котором авторы воплотили свою собственную психологию болезненно впечатлительных, пессимистически настроенных художников нашего времени. Их герой — жертва бескорыстной, возвышенной любви к пошлой актрисе, которая превращает его в игрушку своих бессмысленных капризов. В этом романе сказывается инстинктивный ужас Гонкуры перед женщиной и ее властью, их взгляд на женитьбу, как на могилу артистической деятельности, их убеждение, что художник должен жить один, всецело отдавшись своим замыслам и артистическим ощущениям. Та же мысль лежит в основании другого романа Гонкуры, из жизни художников: "Manette Salomon" (1867). В этом романе Гонкуры развивают любопытные и смелые артистические теории и рисуют со свойственным им обилием характерных деталей жизнь французских художников.

Лучшими из романов Гонкуры считаются два этюда женской психологии или, вернее, патологии: это "Germinie Lacerteux" (1865) — тип несчастной, истеричной женщины с больной волей, страстным темпераментом и слабой головой, и "Rénée Mauperin" (1864), где изображена молодая девушка, нервная, оригинальная, с несколько мальчишескими замашками, но вместе с тем артистическая и нежная, вносящая во все свои поступки непосредственность чистой души. "Soeur Philomène" (1861) и "Madame Gervaisais" (1869) заканчивают галерею созданных Гонкурами типов и портретов из современной жизни. Все эти типы имеют много общего между собой и представляют как бы членов одной и той же семьи, следующих непосредственному импульсу сердца или темперамента. Значение Гонкуры в литературе заключается в том, что, проникнутые насквозь жизнью века, связанные всеми фибрами своего существа со своим временем и обществом, они внесли эту "modernité" в свои произведения, сделались историографами своего поколения и стали во главе целой школы романистов натуралистического направления (Золя, Мопассан, Гюисманс и др.) с характеризующим ее фатализмом и анализом мельчайших подробностей человеческого существования. Большую роль в созданной Гонкуры новой формуле романа играет их язык, в который они внесли особую виртуозность и живописность. Постоянная погоня за точным определением ("le mot qui peint") придает иногда вычурность и искусственность прозе Гонкуры; но там, где они не впадают в крайность, артистическая отделка их языка создает поразительные эффекты.

После смерти Жюля Гонкуры (он ум. 40 лет от нервного переутомления) старший брат продолжал писать романы и издал "La fille Elisa", "Les frères Zemganno", "La Faustin", "Chérie", во многом схожие с общим типом гонкуровских романов, но во многом от него и отличающиеся. Вычурность языка и претенциозная оригинальность, граничащая с оригинальничаньем, доходят здесь местами до крайних пределов, заставляя думать, что в стремлении братьев к новизне замысла и формы младший являлся элементом сдерживающим и умеряющим. Нет в романах Эдмона Гонкура и того глубокого чувства, которым проникнуты многие страницы в романах обоих братьев. В 1888 г. он начал печатать любопытные литературные мемуары "Journ. des G.", где рассказывается жизнь братьев с 50-х до 70-х гг. Дневник этот — в высшей степени ценный вклад в историю интимной жизни второй полов. XIX в.; но бесцеремонность, с которой предается гласности содержание дружеских бесед, возбудило против Эдмона Гонкуры общее негодование. Ср. этюды Бурже в "Essais de Psychologie contemporaine" и Леметра в "Contemporains"; Золя. "Парижские письма".

З. В.

Смотрии так же...