Гюисманс

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Г ГА ГВ ГД ГЕ ГЖ ГЗ ГИ ГЛ ГМ ГН ГО ГР ГУ ГФ ГХ ГЫ ГЬ ГЭ ГЮ ГЯ
ГЮА
ГЮБ
ГЮГ
ГЮД
ГЮЕ
ГЮЗ
ГЮИ
ГЮЙ
ГЮЛ
ГЮМ
ГЮН
ГЮП
ГЮР
ГЮС
ГЮТ
ГЮФ
ГЮЦ
ГЮЭ

Гюисманс (Joris Kare Huysmans) — современный французский романист, принадлежащий к семье талантливых живописцев; родился в 1848 г. Своими первыми романами ("Marthe", 1879; "Les soeurs Vatard". 1879; рассказ "Sac au dos" в "Soirées à Médan") Гюисманс примкнул к школе Золя, но зашел гораздо дальше своего учителя в крайностях натурализма и в цинизме языка, останавливаясь на самых мелочных и отвратительных проявлениях животной натуры человека. Не без таланта, однако, изображена здесь пошлая будничная жизнь, производящая утомительное впечатление своим безнадежным однообразием. В следующие романы, "En ménage" (1881) и "A vau l'eau" (1882), Гюисманс вносит сильный личный элемент: за действующими лицами проглядывает автор, художник-мизантроп, раcсматривающий жизнь как сплошную пошлость и глупость. Характеристичная черта этих романов — отсутствие всякого движения; конец оставляет действующих лиц в том же положении, в котором их застало начало, и все это вместе взятое производит удручающее впечатление ничтожности жизни, бесполезности всяких перемен, роковой неудачи всяких стремлений. На этом основном фоне пессимизма и иронического изображения жизни выделяется уменье Гюисманс схватывать и изображать детали — мелкая живопись словами, напоминающая жанровые картины фламандской школы. В 1884 г. Гюисманс издал роман "А rebours". Из натуралиста автор превращается здесь в полумистика, полудекадента, предпочитающего все искусственное естественному, ищущего новизны ощущений во всех областях. Герой романа (если можно назвать романом описание различных настроений при отсутствии всякого намека на фабулу), Des Esseintes, представляет собой продукт современной утонченной цивилизации, превращающей нервных людей в чистейших невропатов. Утомленный жизнью, скучающий Des Esseintes хочет оживить свои притупленные нервы и устраивает себе совершенно искусственное существование, превращая день в ночь и, наоборот, устраивая "симфонии запахов", "гаммы ликеров", углубляясь в чтение оккультической литературы и современных символистов и т. д. В изображении этих извращений вкуса Гюисманс обнаруживает богатство фантазии и яркость красок. Последние произведения Гюисманс ("La Barre" и др.) все более приближают автора к декадентству и, главным образом, к мистицизму "магов" в роде Сар Пеладана и др. От натурализма Гюисманс отказался в известном "манифесте пяти" последователей Золя, протестовавших против своего учителя после появления "La Terre". Как художественный критик, Гюисманс выказал большое понимание современных направлений в живописи (импрессионистов, plein-air'истов и т. д.) в своей книге "L'Art moderne".

З. В.

Смотрии так же...