Гирландайо

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Г ГА ГВ ГД ГЕ ГЖ ГЗ ГИ ГЛ ГМ ГН ГО ГР ГУ ГФ ГХ ГЫ ГЬ ГЭ ГЮ ГЯ
ГИА
ГИБ
ГИВ
ГИГ
ГИД
ГИЕ
ГИЖ
ГИЗ
ГИК
ГИЛ
ГИМ
ГИН
ГИО
ГИП
ГИР
ГИС
ГИТ
ГИУ
ГИФ
ГИХ
ГИЦ
ГИЧ
ГИШ
ГИЭ
ГИЯ

Гирландайо (Ghirlandaio) — прозвище нескольких итальянских (флорентийских) художников, из которых особенно известны два: 1) Доменико Гирландайо (1449—1494). Его отец, Томазо Бичарди, славился в свое время, как искусный золотых дел мастер; сохранилась легенда, что ювелирные гирлянды, которые он делал для головного убора девушек, были в большой моде и что вследствие того было дано ему прозвище "гирляндщик" (ghirlandaio), перешедшее и на его сыновей и внука. Доменико Гирландайо первоначально готовился быть также золотых дел мастером, но рано обнаружил замечательные способности к живописи. Учителем его в ней был А. Бальдовинетти. К самым ранним произведениям этого мастера принадлежат фрески, исполненные им в Риме, но от этих работ сохранилось только "Призвание к апостольству св. Петра и Андрея"; затем, фресковый лик блаженного Иеронима в црк. Оньисанте во Флоренции, на котором все окружающее блаженного Иеронима представляет картину полнейшего домашнего затишья, в манере тогдашних нидерландских художников; наконец "Тайная Вечерь" в трапезе Оньисанте, в которой заметно удачное стремление придать каждому лицу отдельный индивидуальный характер. Гораздо выше является Гирландайо во фресках часовни Сассетти, в церкви Санта-Тринита во Флоренции, изображающих события из жития св. Франциска. Лучшее из этих изображений — смерть св. Франциска. Торжественное расположение целого, строгость отдельных фигур, мужественное выражение сострадательного участия в лицах, и совершенство технического выполнения, — все эти качества ставят эту картину высоко. В изображениях на дисках своеобразная манера Доменико Гирландайо не так заметна; при том в них неприятно поражает глаз известная пестрота и преобладание ярко-красного цвета. Им не менее, в числе этих картин встречаются весьма замечательные, как, напр., "Поклонение волхвов" в церкви флорентийского воспитательного дома (agli Innocenti). Две Мадонны его работы находятся в флорентийской акад. Одна из картин, помеченная 1485 годом, "Поклонение пастырей" с языческим саркофагом, заменяющим ясли. "Посещение св. Девы" находится в Лувре. "Мадонна" в сиянии с четырьмя святыми, в Берлинском музее. Доменико Гирландайо довел направление искусства своего времени до особенной степени совершенства: портрет, в обширном смысле этого слова — вот что преимущественно выдается в произведениях Гирландайо, а именно помещение в церковно-исторических изображениях портретов современников для увековечения памяти о них. Просто и спокойно стоят эти лица в качестве зрителей или свидетелей по сторонам священного события. Их отношение к главному предмету можно сравнить с значением, какое имели хоры в греческой трагедии. Гирландайо обыкновенно облекает фигуры зрителей в тогдашний обычный костюм и окружает их богатой флорентийской архитектурой с умно рассчитанной перспективой. Формы всегда прекрасно переданы, особенно природа схвачена с поразительной правдой. Технические приемы в стенописных работах Гирландайо обличают небывалое совершенство. Гирландайо усовершенствовал передачу воздушной перспективы. Кроме того, он считается основателем школы, создавшей Микеланджело Буонаротти. — 2) Ридольфо Гирландайо (1483—1561), сын предыдущего, живописец, ученик своего дяди, Давида Гирландайо и Фра-Бартоломмео, подвергшийся потом влиянию Л. да Винчи и Рафаэля. По манере он во многом напоминает этого последнего за флорентийский период его деятельности, как то особенно видно в двух картинах, хранящихся в Уффици: "Воскрешение св. Зиновием умершего отрока" и "Перенесение тела св. Зиновия во Флорентийский собор". Картины замечательны в особенности по экспрессии голов. Из других произведений Ридольфо Гирландайо известны: "Увенчание Пресвятой Девы" (Лувр), женская головка (Питти), в церкви Санта-Спорито во Флоренции, "Несение Креста". В петербургском Эрмитаже находятся две сомнительные картины Ридольфо Гирландайо: "Св. Семейство" (№ 30) и "Богоматерь с Младенцем" (Кроу и Ковальказелле приписывают их скорее Микеле да Ридольфо или Мариано да Пешиа).

В. Ч.

Смотрии так же...