Гиберти (Лоренцо Ghiberti, 1378—1455) — знаменитый флорентийский скульптор, литейщик и золотых дел мастер; получил первоначальное образование у Бартолуччо (Bartoluccio) и Герарда Скарнины. Бежал от чумы в 1400 г. из Флоренции, но вскоре возвратился, чтобы принять участие в конкурсе по исполнению недостававших двух рельефов для дверей флорентийского баптистерия. Хотя конкурсные модели Брунеллески, Донателло и Гиберти одинаково были признаны лучшими, но, за отказом первых двух от предстоящей работы, заказ был передан Гиберти и окончен им в 1424 г. В следующем году Гиберти было поручено украсить рельефами главные двери того же храма. Эти двери, изображающие в отдельных кассетах, окруженных великолепным орнаментом, историю сотворения человека, были вполне окончены в 1452 г. Восторг современников перед этим маленьким произведением пластики нашел свое выражение в суждении Микеланджело, говорившего, что двери Гиберти достойны быть дверями рая. Гиберти украсил другие бронзовые двери пластичными изображениями Христа и его учеников, в более свободном стиле. Одновременно с означенными заказами, в исполнении которых художнику помогали его сыновья, Томазо и Витторио, а также Микелоццо ди-Бартоломмео, Гиберти изваял для ц. Ор-Сан-Микеле статуи Иоанна Крестителя, ап. Матфея и св. Стефана, для баптистерия Сиенского собора — два барельефа и для флорентийского — бронзовую раку для мощей св. Зиновия. Им произведены многие другие художественные работы или даны для них рисунки (напр. окна купола во флорентийском соборе). Как архитектор, Гиберти вначале участвовал, вместе с Брунеллески, в постройке купола флорентийского собора; кроме того, он написал трактат о скульптуре. Гиберти стоит на рубеже между древним и новейшим ваянием, соединяя, особенно в своих позднейших произведениях, возвышенность мысли с красотой античных форм. Его рельефы, отличающиеся чистотой контуров, богатством и прелестью орнаментов, представляют ту степень дозволительного вторжения в область живописи, которую ему удалось сохранить благодаря гениальности его художественной концепции.
А. Н — в.