Герсон, Жан Шарль

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Г ГА ГВ ГД ГЕ ГЖ ГЗ ГИ ГЛ ГМ ГН ГО ГР ГУ ГФ ГХ ГЫ ГЬ ГЭ ГЮ ГЯ
ГЕА
ГЕБ
ГЕВ
ГЕГ
ГЕД
ГЕЕ
ГЕЗ
ГЕЙ
ГЕК
ГЕЛ
ГЕМ
ГЕН
ГЕО
ГЕП
ГЕР
ГЕС
ГЕТ
ГЕУ
ГЕФ
ГЕХ
ГЕЦ
ГЕЧ
ГЕШ

Герсон, Жан Шарль — латинизированное из Жерсон (Jean Charlier Gerson), род. в 1363 г. близ Реймса; его родители были образованные состоятельные люди. В 1377 г. Герсон поступил в Наварскую коллегию в Париже, на факультет "свободных искусств"; он познакомился здесь с римскими поэтами — Вергилием, Овидием, Теренцием и Ювеналом; и с средневековыми философами, из которых Боэций произвел на него самое сильное впечатление. Учителями логики Герсон были два известных ученых: Пьер д'Альи и Генрих из Oyta. В 1382 г. Герсон поступил на богословский факультет парижской Сорбонны, где в продолжение десяти лет изучал богословские науки. В 1388 г. он впервые выступил на поприще публичной проповеди, которой придавал большое значение, называя ее труднейшим а самым ответственным актом духовной деятельности. В 1387 г. Герсон был отправлен ко двору Климента VII; по возвращении в Париж его сделали доктором богословия (1392), а вскоре после того — канцлером унив. С 1396 дли 1397 года Герсон занимал место декана в Брюгге. На Пизанском соборе Герсон не играл выдающейся роли, как ошибочно думали до появления в свет труда Шваба. Вся его деятельность ограничилась здесь составлением трактатов: "De unitate Ecclesiastica" и "De auferibilitate papae ab ecciesia". В Констанцском соборе Герсон принимал деятельное участие. По закрытии его он некоторое время провел в Баварии, где работал над своими сочинениями: "De consolatione theologiae", "Josephina" и др. Герцог австрийский Фридрих предлагал ему кафедру богословия в Венском унив., но Герсон отказался; его влекло во Францию, куда он и вернулся в 1419 г.; он поселился теперь в одном монастыре близ Лиона, где провел десять лет, написав за это время до 40 сочинений. Последним сочинением его было "Тrасtatus super cantica canticorum". Он умер (1429) в бедности, истратив все свое состояние на основание школ. Население Лиона почитало Герсон за святого. Как богослов, Герсон всецело был на стороне соборов; он стремился к реформе церкви, но не крутыми, насильственными мерами, а путем нравственного самоусовершенствования. 23 марта 1415 г. Герсон было поручено произнести речь на тему — авторитет и задачи вселенского собора. Вселенский собор, сказал Герсон, это — церковная норма, предлагаемая самим Христом; ей должен подчиняться всякий — не исключая и папы, — кто не желает прослыть за еретика и язычника. В своем соч. "De potestate ecclesiastica et origine juris", вышедшем в 1417 г., он выражает радость по случаю созыва Констанцского собора: собор выше паны, он вправе ограничивать папскую власть, устранять проявления папского насилия. Основная мысль церковной реформы Герсон — освободить церковь от массы давящих ее чисто человеческих постановлений и выдумок. Для достижения своего идеала церкви, Герсон предлагал основать богословские школы при всех метрополиях и коллегиальных церквах. Он сам составил нечто вроде катехизиса на франц. и латин. языках, где собрал главные религиозный и нравственные постановления католической церкви ("Opusculum tripartitum de praeceptis decalogi, de confessione et de arte moriendi"). Во всей его деятельности на пути церковных реформ проходило чисто практическое направление (см. его "De modis uniendi de reformandi ecclesiam in concilio universali"). Как богослов, Герсон останавливался и на вопросе об отношении философии к богословию, об отношении веры к науке; он требовал полной гармонии между ними. Мистику он определяет как искусство христианской любви. В противоположность немецким мистикам, Герсон не одобрял переводов Библии на новые языки; он утверждал, что в переводы всегда вкрадывается множество ошибок, искажающих смысл Св. Писания. Как политик, Герсон был ревностным поборником монархического правления. Враг монархии, по его мнению, не может быть добрым христианином. Он преследовал всякое отступление от господствующей веры, но и тут оставался справедливым, что в особенности обнаружилось в процессе Гуса; если бы ему дали адвоката, сказал Герсон, его бы никогда не удалось осудить как еретика. Сочинения Герсон всего лучше и полнее изданы Дюпеном: "Johannis Gersonii Opera omnia" (Антверпен, 1706).

Из монографий о Герсон, лучшая принадлежит немецкому ученому Швабу: "Johannes Gerson" (Вюрцбург, 1858).

Герсон Форстен.

Смотрии так же...