Гельдерлин

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Г ГА ГВ ГД ГЕ ГЖ ГЗ ГИ ГЛ ГМ ГН ГО ГР ГУ ГФ ГХ ГЫ ГЬ ГЭ ГЮ ГЯ
ГЕА
ГЕБ
ГЕВ
ГЕГ
ГЕД
ГЕЕ
ГЕЗ
ГЕЙ
ГЕК
ГЕЛ
ГЕМ
ГЕН
ГЕО
ГЕП
ГЕР
ГЕС
ГЕТ
ГЕУ
ГЕФ
ГЕХ
ГЕЦ
ГЕЧ
ГЕШ

Гельдерлин (Иоганн Христиан Фридрих Hö lderlin) — выдающийся немецкий поэт (1770-1843). Еще студентом Тюбингенского университета Гельдерлин начал писать стихи, в форме и содержании которых заметно подражание Клопштоку. Шиллер принял в нем самое теплое участие. В 1794-95 гг. Гельдерлин жил в Иене; здесь, в центре романтического движения, он завязал личные отношения с представителями нового литературного направления; здесь же у Гельдерлин обнаружились впервые зачатки ипохондрии. Болезненное настроение усилилось под влиянием безнадежной и страстной любви к матери одного из его учеников; он видел в ней воплощение фантастического идеала женщины, который уже с самых юных лет был предметом мечтаний, и изобразил ее под именем Диотимы в своем романе "Гиперион". В 1798 г. Гельдерлин расстался со своей Диотимой, переезжал с места на место и в 1802 г. возвратился на родину с явными признаками помешательства. Самое крупное из произведений Гельдерлин -роман "Гиперион", представляющий как бы исповедь поэта. Характерная черта романа -чисто романтическое стремление связать философию с поэзией так, что границы между ними совершенно сглаживаются: для Гельдерлин только та научная система удовлетворительна, которая стоит в связи и гармонирует с идеалом прекрасного. Идеи, имеющие нечто общее с воззрениями Гельдерлин, позднее получают развитие в философских системах Шеллинга и Гегеля. В романе любопытна и другая сторона: болезненная мечтательность и чрезвычайно развитое чувство изящного создали в Гельдерлин отвращение к современной действительности; он изображает в карикатуре свое время и своих соотечественников, а идеал свой ищет под дорогим ему небом Эллады. Кроме "Гипериона", после Гельдерлин остались еще неоконченная трагедия "Смерть Эмпедокла" — лирическое стихотворение в драматической форме, служащее, как и "Гиперион", выражением личного настроения поэта; переводы из Софокла — "Антигона" и "Царь Эдип" -и ряд лирических стихотворений. Лирика Гельдерлин проникнута пантеистическим мировоззрением: христианские идеи просачиваются как бы случайно; в общем настроение Гельдерлин — настроение язычника-эллина, благоговеющего перед величием божественной природы. Стихотворения Гельдерлин богаты идеями и чувствами, иногда возвышенными, иногда нежными и меланхолическими; язык чрезвычайно музыкален и блещет яркими образами, особенно в многочисленных описаниях природы. "S ä mmtliche Werke" Гельдерлин изд. в 1846 г.; "Dichtungen" в 1884 г. (Тюбинг.), с биогр. очерком K ö stlin'a. Ср. Jung "H ölderlin und seine Werke" (184 8); Litzmann "H's. Leben" (Берлин, 1890) и Wilbrandt в "F ührende Getster" (Bd. II, 1890).

А. Кудрявцев.

Смотрии так же...