Гарденберг, Карл Август

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Г ГА ГВ ГД ГЕ ГЖ ГЗ ГИ ГЛ ГМ ГН ГО ГР ГУ ГФ ГХ ГЫ ГЬ ГЭ ГЮ ГЯ
ГАА
ГАБ
ГАВ
ГАГ
ГАД
ГАЕ
ГАЗ
ГАИ
ГАЙ
ГАК
ГАЛ
ГАМ
ГАН
ГАО
ГАП
ГАР
ГАС
ГАТ
ГАУ
ГАФ
ГАЦ
ГАЧ
ГАШ
ГАЭ
ГАЮ
ГАЯ

Гарденберг, Карл Август (князь Hardenberg, 1750-1822) — прусский канцлер, уроженец Ганновера, сын саксонского фельдмаршала, первоначально состоял на ганноверской службе, в 1781 г. перешел на службу к герцогу брауншвейгскому, с 1792 г. в качестве прусского министра управлял княжествами Ансбах и Байрейт, в 1 795 году участвовал в заключении базельского мира (см.), с 1803 г. был министром иностранных дел, но в 1806 году по требованию Наполеона I должен был покинуть этот пост. В 1810 г. Гарденберг поручено было высшее руководство всеми государственными делами Пруссии, и он в звании государственного канцлера выступил продолжателем Штейна в деле возрождения Пруссии. Между ними были, однако, и существенные отличия. Гарденберг видел в конституционных установлениях палладиум гражданской и политической свободы; Штейн возлагал надежды не на центральный орган народного представительства, а на учреждения местного самоуправления. В исполнении преобразований Гарденберг был гораздо слабее и уступчивее Штейна, он был, притом, человек избалованный успехами и лестью, с сильно развитыми эпикурейскими наклонностями. Три главные задачи завещаны были Штейном Гарденберг: завершение начатого освобождения собственности и труда, коренное преобразование податной системы и введение народного представительства. По отношению к первым двум задачам Гарденберг смело выступил с целым рядом реформ, которые должны были открыть Пруссии, боровшейся тогда за свое государственное существование, новые источники сил материальных и нравственных. В течение 1811 г. уничтожены были цеховые ограничения, отменены натуральные повинности и монопольные права частных лиц, провозглашена свобода перехода земельных имуществ и в основу податных реформ положено начало привлечения всех сословий к равномерному обложению. Но Гарденберг не позаботился о своевременной организации народного представительства. Еще на Венском конгрессе Гарденберг выступал горячим поборником конституционных учреждений; под его влиянием издан был королевский эдикт 22 мая 1815 г., обещавший народу представительные учреждения; но затем он не имел достаточно силы воли, чтобы противодействовать влиянию Меттерниха, и перестал играть господствующую роль в прусской государственной жизни, хотя и оставался во главе управления. В непосредственном его заведовании осталось только министерство иностранных дел; но даже и здесь, за его спиной, совершенно в другом духе действовал Ансильон. Учрежденный в 1817 г. по мысли Гарденберг государственный совет скоро потерял свое первоначальное значение; уже в 1819 г. почти половина вновь обнародованных законов получила королевскую санкцию без предварительного обсуждения в государственном совете. При государственном совете была образована особая комиссия для подготовки проекта конституции, но ее работы приостановились в самом начале для собрания на месте сведений о желаниях населения, а когда они возобновились (октябрь 1819), обстоятельства не благоприятствовали коренной реформе, да и сам Гарденберг вытеснил из министерства под влиянием личной вражды единственного искреннего приверженца конституции Вильгельма Гумбольдта. В законе о государственном долге, обнародованном в январе 1820 г., содержалась, однако, оговорка, что новые займы не могут быть совершаемы без согласия государственных сословий (Reichsst ä nde), т. е. народного представительства. В 1821 г. Гарденберг еще раз подал королю записку о необходимости конституции, но в "эпоху конгрессов" это напоминание должно было пройти бесследно, тем более, что власть канцлера, поколебленная и общим ходом событий, и его беспорядочной домашней жизнью, была к тому времени почти номинальной. В других отраслях государственного управления деятельность, пока был жив Гарденберг, не прекращалась совершенно: в 1818 г. обнародован был таможенный закон, послуживший первым шагом к образованию таможенного германского союза; в 1820 году проведена была податная реформа, составлены были проекты нового провинциального, уездного и общинного устройства. В 1822 г. перевес окончательно перешел на сторону противников Гарденберг; один из них, Фосс, был даже назначен вице-президентом совета министров, т. е. заместителем Гарденберг Он умер несколько месяцев спустя, пережив самого себя. Ср. Klose, "Leben H." (Галле, 1851); L. Ranke, "Denkw ürdigkeiten des Staatskanzler Fü rsten von H." (Лейпциг, 1877-78), и его же извлечение отсюда "Hardenberg und die Geschichte des preussischen Staats von 1793 bis 1813" (Лейпциг, 1880-81); E. Meier, "Die Reform des Verwaltungs-Organisation unter Stein und Hardenberg" (Лейпциг, 1880); Ю. Самарин, "Финансовые реформы в Пруссии в начале нынешнего столетия" ("Сборник государственных знаний", изд. В. П. Безобразовым, т. VI); А. Назимов, "Реакция в Пруссии" (Ярославль 1886, гл. I).

Смотрии так же...