Галера, большое гребное судно

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Г ГА ГВ ГД ГЕ ГЖ ГЗ ГИ ГЛ ГМ ГН ГО ГР ГУ ГФ ГХ ГЫ ГЬ ГЭ ГЮ ГЯ
ГАА
ГАБ
ГАВ
ГАГ
ГАД
ГАЕ
ГАЗ
ГАИ
ГАЙ
ГАК
ГАЛ
ГАМ
ГАН
ГАО
ГАП
ГАР
ГАС
ГАТ
ГАУ
ГАФ
ГАЦ
ГАЧ
ГАШ
ГАЭ
ГАЮ
ГАЯ

Галера, большое гребное судно Галера (итальянск. galia, gallia, англ. galley, немецк. Galeere, шведск. galer, galeja, датск. galei, голл. galey, на языке иллирийцев и далматинцев katorga) — большое гребное судно с одним рядом весел, бывшее в употреблении для военных целей в древности и в средние века. Для богатых людей и государей галеры служили и яхтами; венецианские дожи ежегодно совершали обряд обручения с морем на богато отделанной галере "Буцентавр". Кроме весел, Галера имели и паруса (латинские — треугольные), но пользовались ими лишь при попутных ветрах, а в сражениях Галера всегда вступали под весла. Длина обыкновенных Галера в средние века была немного более 50 метров, а их ширина — 6 метров; это отношение было выбрано для сообщения судам быстроходности. При тихой погоде Галера могли достигать скорости до 8 узлов (14 верст), которая была очень велика для того времени. На больших Галера на одном весле сидело 5 и 6 человек. Экипаж Галера состоял из матросов для управления судном, солдат и гребцов и доходил до 450 человек. На Галера ставилось до 5 орудий. Kpоме Галера с одним рядом весел в древности употреблялись гребные суда с веслами в два, три, четыре и пять рядов, или ярусов (биремы, триремы, кватриремы и квинквиремы).

В средние века и позже, пока Галера были в употреблении (до XVIII века), команда гребцов на Галера состояла из волонтеров (les benévoglies), пленных или купленных мавров, турок и негров (на турецких Галера в XV — XVII веке было много южнорусов, уведенных татарами; горькая доля их отразилась в песнях), а главным образом из осужденных преступников. Уже крестоносцы пользовались трудом преступников для своих флотов, но особенное развитие наказание это получило в Испании и в дореволюционной Франции. Нужда в гребцах заставляла французское правительство принимать всевозможные меры для того, чтобы на Галера отправлялось большое число людей. Даже сеньоральные суды получили право приговаривать к Галера Кольбер писал парламентам, чтобы они применяли эту кару как можно чаще и даже к людям, заслуживающим смертной казни. Бывали случаи, что французское правительство принимало на свои Галера преступников других государств, по просьбе их правительств. Наказание Галера было пожизненное и срочное. Первое сопровождалось лишением всех гражданских прав и конфискацией всего имущества осужденного; второе не имело таких последствий. Bсе без исключения галерники подвергалась наказанию плетьми и клеймению. Для лиц привилегированных Галера заменялись изгнанием. Ордонанс Карла IX (1564) запретил назначать Галера на срок менее 10 лет, так как "не менее трех лет требуется на обучение галерника искусству грести и на приучение его к морю". В последствии судебная практика и ордонансы отступили от этого, и срочные Галера стали назначаться на 3 года, на 6 и на 9 лет. В России Галера явились при Петр I. В 1695 г. доставлена была в Москву 32-х-весельная Галера, заказанная в Голландии и послужившая образцом для постройки судов этого типа в Москве и Воронеже (Галера назывались у нас первоначально галеями и каторгами). В 1699 г. Галера, вместе со всем флотом, впервые вышли в море. 269 молодых стрельцов, участвовавших в бунте 1698 г., первые начали отбывать это тяжелое наказание; участь их разделяли 131 человек пленных турок и татар. Вскоре и на другие работы, к которым применялся труд преступников, было распространено название каторжных работ (см. это сл.), а работа преступников на Галера прекратилась сама собою, с заменой гребных судов парусными.

Смотрии так же...