Вейден

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
В ВА ВВ ВД ВЕ ВЁ ВЖ ВЗ ВИ ВК ВЛ ВМ ВН ВО ВП ВР ВС ВТ ВУ ВХ ВЧ ВШ ВЩ ВЪ ВЫ ВЬ ВЭ ВЮ ВЯ
ВЕА
ВЕБ
ВЕВ
ВЕГ
ВЕД
ВЕЕ
ВЕЖ
ВЕЗ
ВЕЙ
ВЕК
ВЕЛ
ВЕН
ВЕП
ВЕР
ВЕС
ВЕТ
ВЕФ
ВЕХ
ВЕЦ
ВЕЧ
ВЕШ
ВЕЩ
ВЕЯ

Вейден (Rogier van der Weiden, Roger de la Pasture; около 1400—1434) — нидерландский живописец. В 1427 году вписан в цех художников св. Луки в Турне. Позже он поселился в Брюсселе, которым тогда управлял Филипп Добрый. Брюссельский магистрат поднес Вейден почетный титул городского художника: pourtraiteur de la ville, с чем соединялись некоторые особенные права. От 1436—1449 г. Вейден произвел много работ, которые доставили ему широкую известность. Он написал для брюссельской ратуши 4 панно, истребленные впоследствии пожаром, две картины снятия со креста для Лувена; одна из них впоследствии была отправлена в Мадрид. В 1444—1447 г. он написал для госпиталя в Боне (Beaune) "Страшный суд", в котором особенно интересны, по своей жизненности, фигуры заказчиков этой картины, трехстворный складень с иконами Христа, Богородицы, Иоанна Крестителя, евангелистов и Марии Магдалины (т. наз. триптих семейства Брок, наход. теперь в Гравенорской гал., в Лондоне). В 1449 г. Вейден отправился в Италию, где в то время пользовались известностью Мазаччио, Беллини и некоторые другие художники; изучение итальянского искусства не осталось без влияние на позднейшие произведения Вейден, написанные им по возвращении в его отечество. Эти произведения были: "Страшный суд", написанный на 8 створках, "Рождество Спасителя" (ныне в Берлинском музее) на 3 створках (триптих), "Поклонение волхвов" (ныне в Мюнхенской пинакотеке) — одно из последних по времени произведений Вейдена.

В ту эпоху живейшее внимание возбудила новая техника живописи братьев Ван Эйк, относительно рода которой существуют только более или менее удачные догадки. Вейден хотя и не был прямым учеником Ван Эйков, но усвоил их технические средства и, вероятно, дал случаи итальянским художникам познакомиться с ними. Вейден, впрочем, уступает Эйкам в отношении гармоничности тонов и тонкости письма. В сочинении его картин много энергии и в выражении фигур довольно глубокое драматическое чувство. Влияние Вейден на его современников было чрезвычайно велико: из нидерландских его учеников выделились Мемлинг, из немецких художников — Шонгауэр. Картины Вейден в продолжение более чем полстолетия служили образцом; их и копировали, и писали по ним варианты его четырех сюжетов: Поклонение волхвов, Распятие, Снятие со креста и Страшный суд. Вейден не подписывал своих картин, но иногда ставил начальные буквы на рамах. На картинах же XV ст. часто ставились марки фамилии жертвователей картин, что и встречается на картинах Вейден В Эрмитаже есть замечательный образец его живописи — "Св. евангелист Лука, срисовывающий лик Богоматери". Значение картин Вейден для нашего времени, конечно, иное, чем для его современников. Они показывают его знание анатомии, но перспектива слаба; рисунок правильный, но фигуры удлиненны, нередко в них встречаются угловатости — а в драпировках даже почти всегда. Эти технические недостатки выкупаются религиозным настроением, которое в то время ценилось в картинах выше всего прочего. Один из сыновей Вейден — Петер и внук Госсуин (Gossuin) были также художниками.

Ф. П.

Смотрии так же...