Веер

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
В ВА ВВ ВД ВЕ ВЁ ВЖ ВЗ ВИ ВК ВЛ ВМ ВН ВО ВП ВР ВС ВТ ВУ ВХ ВЧ ВШ ВЩ ВЪ ВЫ ВЬ ВЭ ВЮ ВЯ
ВЕА
ВЕБ
ВЕВ
ВЕГ
ВЕД
ВЕЕ
ВЕЖ
ВЕЗ
ВЕЙ
ВЕК
ВЕЛ
ВЕН
ВЕП
ВЕР
ВЕС
ВЕТ
ВЕФ
ВЕХ
ВЕЦ
ВЕЧ
ВЕШ
ВЕЩ
ВЕЯ

Веер (от веять — дуть, обдавать потоком воздуха, обмахивать, опахивать воздухом; нем. — Fächer; франц. — éventail; англ. — fan). Родина Веер — Восток, где, вместе с опахалом и зонтиком, он был одним из атрибутов царского достоинства, что подтверждают древние индусские поэмы ("Магабгарата" и "Рамаяна"). Сохранившиеся в разных музеях памятники искусства (миниатюры, барельефы и т. п.) дают возможность заключить, что первые Веер делались из листьев банана, пальмы и лотоса. По-санскритски Веер называется панк-ха , и изображения его можно часто видеть на индийских саркофагах. Его воспевают поэты, им раздувают священный огонь; Индра, бог неба, держит в руке Веер из павлиньих перьев. Веер из пальмового листа, называемый в Cиaмe maлапат, дал название всей касте жрецов, которые здесь зовутся талапоинами оттого, что держат постоянно в руках пальмовый лист. Богатые касты в Индии, для отличия от бедных, стали употреблять Веер из павлиньих перьев "с глазами Аргуса", с резною ручкою. В Индии также встречается особый род гигантских Веер — панк-хи — обтянутые муслином рамы, приводимые в движение панкхи-бердарем, специальным для того слугою. Эти веера-вентиляторы, если можно их так назвать, встречаются на Востоке в домах богатых англичан, у которых они приспособлены в каждой комнате над каждой головой; их же можно видеть на судах, в храмах, гостиницах и т. п.

В Японии, как и в Китае, Веер употребляется с незапамятных времен. Веер — нераздельная часть японского национального костюма, а временами служит вместо записной книжки. Полагают, что Веер изобретение японское, так как в обиходе японца он положительно незаменим: опусканием Веер изъявляется почтение вельможе, движением Веер японцы приветствуют друг друга, на Веер японец подает бедному милостыню, на нем он принимает лакомства и т. п.; Веер служит символом военной власти и употребляется генералами при командовании (на таком Веер изображается серебряное восходящее солнце). Бронза, слоновая кость, сандальное дерево, перламутр, черепаха, серебро и золото служат материалами для японских Веер Самыми ценными и красивыми, однако, считаются Веер из белой пеньковой бумаги с живописью. Изумительная ловкость и изящество японских художников в деле расписывания Веер недаром доставили им всесветную известность. В 1866 г. такие Веер продавались в Лондоне по 900 фунт. стерл. (около 9000 руб.) за штуку. Японские Веер ныне в большой моде. Они, как и китайские, имеют легкую, изящную форму.

В Китае Веер составляет принадлежность всех классов без различия пола и возраста: богатый и бедный, духовный и ученый, дети и старики — все с Веер в руках. Если верить стихотворению китайского поэта Ло-ки, то изобретение Веер восходит до царствования императора Ву-ванг (1134 г. до Р. X.). Сначала Веер делались из бамбука и перьев павлина; впоследствии их стали делать более из белой шелковой материи или из тканей, шитых шелком; их сменяют расписанные экраны (впоследствии складные) в форме круга или округлой трапеции. Они служат и для опахивания и для защиты от лучей палящего солнца. Излюбленный рисунок — древние китаянки, а также птицы и бабочки среди зелени и цветов. Если китайский Веер делается из серебра, то основа его обыкновенно позолочена, а внутренние ветви состоят из филигранной работы, с синею эмалью. Веер из слоновой кости, раковин и перламутра. сандального дерева и т. п. всегда а основе покрыты скульптурными украшениями, а ветви — ажурной работой. На открытых бумажных Веер бывают надписи и рисунки; на таких альбомах-веерах иногда находятся автографы замечательных людей. Историческою известностью пользуется китайский Веер, подаренный в 1804 г. китайским послом графине Клозель, по случаю коронования Наполеона, и. Веер этот хранится в коллекции Виль де Сардели, внучки графини Клозель. Грандиозной формы Веер встречаются в древнем Египте. На одном египетском барельефе сыновья Рамзеса Великого, держащие в руках Веер из страусовых перьев, в надписи названы "веероносцами с левой стороны царя". В египетской космогонии Веер — эмблема счастья и небесного покоя. Один из изящных египетских Веер полукруглой формы изображен на барельефе, представляющем триумф царя Горуса (1657 г. до Р. Хр.; см. таблицу "Bеepa", фиг. 1). В Булакском музее (см.) хранится замечательный Веер царицы Аа-Хотены, жены Камеса и матери Ахмезиса, основателя XVIII династии (1703 г. до Р. X.). Из Индии через Ассирию веер перешел к мидянам и персам, у которых, по уверению Ксенофонта, он также был символом царской власти. У арабов в начале нашей эры вошло в употребление делать на Веер надписи. В наше время Веер в постоянном употреблении в гаремах Турции, Персии и французских владений в Африке, где Веер из павлиньих перьев алжирского бея приобрел историческое значение. Известно, что 30 апреля 1827 г. раздраженный бей ударил Веер французского посланника Деваля и не хотел извиниться — в результате получилось завоевание французами Алжира. В Мексике Веер также был в большом употреблении, еще до завоевания ее испанцами, у древних толтеков и ацтеков. Когда Монтесума узнал о прибытии испанцев, то в числе других подарков Кортесу были приготовлены и два Веер, украшенные роскошными перьями, одна сторона которых заключала золотую Луну, а другая — превосходно отполированное золотое Солнце.

ВЕЕРА

Через финикиян и фригийцев Веер перешел из Ассирии к грекам, у которых первые Веер делались из миртовых ветвей, листьев платана, лотоса и др. Только в V ст. нашей эры гречанки начинают отдавать предпочтение Веер из перьев павлина (как известно, носившего у греков название птицы Геры), каковым он был у древних этрусков, у которых очень рано водворилась восточная роскошь. Такой роскошный Веер из неравной величины расположенных полукругом павлиньих перьев изображен на одной этрусской вазе (Лувр, см. фиг. 2). От этрусков Веер под именем флабеллума переходит к римлянам (Теренций в своей комедии "Евнух" называет Веер — flabellum). К Веер прибегали преимущественно в термах и в театре. Римские Веер делались с длинной ручкой, чтобы самому нельзя было обмахиваться; для этого имелся молодой раб — flabellifer, — обязанный опахивать свою госпожу даже во время сна (Плавт в комедии "Тринумус"). На помпейских фресках и греческих вазах обязанности флабеллифера исполняют молодые девушки. Впоследствии появился новый род Веер — tabellae, — состоявшие из тонких дощечек дорогого дерева или слоновой кости. Эти табеллы носились щеголями, когда они сопровождали своих возлюбленных (Овидий). Несмотря на моду, табеллы вскоре были заменены прежними флабеллумами из перьев и листьев. Первые христиане, подобно язычникам, употребляли веер в обыкновенной жизни. Сирийские монахи готовили Веер, и есть вероятие предположить, что даже св. Иероним делал Веер в пустыне. Позже стали употреблять Веер в церковных обрядах. В так называемых "Апостолических конституциях" говорится, что во время совершения св. Тайн два диакона должны постоянно приводить в движение два Веер из павлиньих перьев, для освежения священнодействующего и для отогнания мух, которые могут cесть на хлебы или упасть в чашу. Единственный pедкий памятник этого рода, флабеллум аббатства св. Филибера (XI в.), был на всемирной выставке 1867 г. В средние века, когда флабеллуму придавали мистическое значение, веер исчезает из обращения. Во Франции в XIII столетии веер назывался "es mouchoir". Во всеобщее употребление Веер входит в XVI ст. Его делают в Испании из цветной шелковой материи, натянутой на проволочную раму, в форме небольшого флага; ручка делается из слоновой кости или редкого металла; но вскоре в Испанию и Португалию Веер стали привозиться из Китая. Итальянские Веер круглой формы, украшенные перьями, вошли в моду при французском дворе, благодаря Екатерине Медичи, привезшей их с собой. Итальянские Веер готовились разнообразной формы: а) в виде древесного листа, украшенного искусственными цветами и листьями, б) или складные, в современной форме; такой Веер (XVI в.) принадлежал принцессе Элеоноре д'Эсте, прославленной любовью к ней Торквато Тассо (см. табл., фиг. 3); в) или в виде знамени — Веер-флюгер, — из шитых парчи и шелка. Знаменитая "Жена Тициана" (Дрезденская галерея) держит в руках такой Веер Эти Веер были в большом ходу в Падуе, Венеции и Неаполе. Веер-флюгера — употреблялись только замужними женщинами. В конце XVI в. во Франции складной Веер носится у пояса на длинной цепочке или щнурке. В Англии Веер во всеобщее употребление вводятся при Генpиxе III. Королева Елизавета установила обычай, что английская королева от своих подданных может принять единственный подарок — веер; поэтому она названа "покровительницею Веер". В эпоху Людовика XIV Веер во Франции достигли необыкновенного совершенства. При Людовике XV вместе с Веер французского изделия успешно обращаются индийские и китайские Веер, давшие начало производству Веер, так назыв, brises. Прекрасный образец веepa г-жи Дюбуа, в стиле Людовика XV, из слоновой кости, замечательной разной работы — см. на фиг. 4 (табл.). Лучший образец Веер XVIII в. представляет собою Веер маркизы Помпадур, как полагают, подаренный ей Людовиком XV (в коллекции г-жи Жюбиналь). От него сохранилось только богатое кружево, своего рода высокое произведение искусства. К той же эпохе относится Веер Марии-Антуанетты (см. табл., фиг. 5), поднесенный ей городом Диепом 25 мая 1785 г., в день рождения дофина, впоследствии Людовика XVII. Несчастная королева, во время событий 5 и 6 октября, оставляя Версаль, подарила его своей хранительнице кружев. Веер этот состоит из 20 пластинок цейлонской слоновой кости, связанных голубою лентой; резная работа (по рисунку Вьена) изображает эпизоды свидания Александра Великого с индейским царем Пором (IV в. до Р. X.). Благодаря влиянию маркизы Помпадур рисунок Веер значительно совершенствуется (Буше и др.); на Веер появляются красивые цветы, амуры и пастушки, с революцией уступающие свое место портретам прославленных политических деятелей (Мирабо, Марат и др.) и изображениям текущих событий (открытие генеральных штатов Франции и др. сцены). Республика вводит Веер из грубой материи с грубым рисунком заступа и грабель, под которыми выставлен девиз: " Смерть или свобода ". При директории Веер душатся, рисунок становится сантиментальным. В обращение входят Веер-лилипуты, небольших размеров, мода на которые продолжается и с наступлением Империи, когда фабрикация вееров значительно падает. Временем возрождения художественного Веер должно считать реставрацию. Производство Веер в Париже распространилось чрезвычайно, и с этих пор Франция снабжает Европу и Америку лучшими веерами. Веер в стиле Людовиков XIV, ХV и XVI благодаря нескольким талантливым художникам сделались типами современного Веер Вскоре и хромолитография была применена к Веер Были пущены в ход новые Веер: éventaile a coulisse, в подражание китайским, é v.-palme, év.— écran, év.-bouquet. év.-necessaи re, ev.-pochettes и др. Дероше — один из главных парижских фабрикантов Веер, приглашая лучших художников и платя им за рисунки для Веер громадные деньги, стремился усовершенствовать современный стиль Веер Эти художники — Энгр, Гамон, Куанье, Роза Бонер, Лами, Барон, Коламот, Говарт, Жером и др. Ныне в деле производства Веер с Франциею конкурируют только Китай и Япония. Испанские Веер уступают французским.

Ср. Г. Вейс, "История одежды, вооружения и пр." (в перев. Васильева и Чаева, Москва, 1873-79); "История Веер" ("Ваза", 1875, №№ 8, 10, 12, 13, 15 и 19); Веер Чуйко, "Из истории Веер" ("Новь", 1885, № 16); Blondel, "Histoire des é ve ntails" (Пар., 1875); Frauberger, "Geschichte des Fächers" (Лейпц., 1877); Uzanne, "Le eventail" (Париж, 1881, иллюстрировано).

А. Ум.

Смотрии так же...