Битюм

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Б БА ББ БГ БД БЕ БЁ БЖ БЗ БИ БЛ БМ БН БО БР БУ БХ БЫ БЬ БЭ БЮ БЯ
БИА
БИБ
БИВ
БИГ
БИД
БИЕ
БИЗ
БИЙ
БИК
БИЛ
БИМ
БИН
БИО
БИП
БИР
БИС
БИТ
БИУ
БИФ
БИХ
БИЦ
БИЧ
БИШ
БИЩ
БИЭ
БИЮ
БИЯ

Битюм или асфальт (Bitum de Jud é e) — краска, употребляемая в масляной живописи. Материалом для этой краски служит преимущественно твердая смола, плавающая на поверхности Мертвого моря в Иудее. В торговле находится в виде малопрозрачных кусков черного с коричневым цвета и смолистого запаха; это вещество горюче. В порошок легко обращается; растворяется в скипидаре и в других летучих маслах. Для живописи его продают обыкновенно растертым только на масле, но в таком виде Битюм сохнет чрезвычайно медленно. Для приготовления скоро сохнущего Битюм прибавляют к краске мастикового лаку или же растворяют Битюм в смеси теплого раствора гуммилака в скипидаре с горячим вареным льняным маслом и значительным количеством воску. Во всей этой смеси Битюм содержится меньше одной седьмой части. От действия света цвет Битюм переходит из прекрасного коричневого в черно-коричневый; находят, что он особенно темнеет от примеси масла, поэтому некоторые фабриканты заменяют при его приготовлении большую часть льняного масла летучими маслами или растворами прозрачных смол в маслах и далее в летучих маслах. Битюм принадлежит к числу прозрачных красок, употребляемых для лессировок (glacis), т. е. для покрывания высохшего слоя красок тонким слоем. Его прекрасный коричневый цвет был причиною большого употребления его в живописи художниками всех времен как для лессировок, так и в смешениях с другими красками. Последствия такого злоупотребления этою опасною краскою были очень печальны; множество картин прошедшего столетия английской и французской живописи до тридцатых годов нынешнего столетия совершенно повреждены или тем, что с течением времени эта смола проникает во все краски, изменяя общий тон, или даже способствуя образованию трещин в картинах. В новейшее время известный Ганс Макарт испортил много своих картин неумеренным употреблением Битюм Поэтому Битюм в живописи должен быть употребляем с величайшей осторожностью, так же как и сходственная с ней мумия (см. это сл.). Кроме иудейской смолы, употребляются американские Битюм и асфальты; поэтому некоторые фабриканты приготовляют две краски: Битюм и асфальт.

Проф. Ф. Петрушевский.

Смотрии так же...