Багиа

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Б БА ББ БГ БД БЕ БЁ БЖ БЗ БИ БЛ БМ БН БО БР БУ БХ БЫ БЬ БЭ БЮ БЯ
БАА
БАБ
БАВ
БАГ
БАД
БАЕ
БАЖ
БАЗ
БАИ
БАЙ
БАК
БАЛ
БАМ
БАН
БАО
БАП
БАР
БАС
БАТ
БАУ
БАФ
БАХ
БАЦ
БАЧ
БАШ
БАЩ
БАЭ
БАЯ

Багиа (Ваhiа, произн. Байа или Сан-Сальвадор да Багиа) — главный город бразильской провинции Багиа, бывший до 1763 г. главным городом Бразилии. В настоящее время имеет первенствующее значение как крепость и занимает второе место по своей торговле; местопребывание архиепископа примаса всей Бразилии, расположен на правом берегу бухты Всех Святых (Багиа де Тодос и ос-Сантос), имеющей целую группу островов и укрепленную гавань, могущую вместить все флоты земного шара. Город лежит на западном склоне постепенно суживающейся от С к Ю косы, заканчивающейся мысом св. Антония и представляет красивый вид. Внутренность города не соответствует, однако, его внешнему виду. Он построен весьма неправильно и состоит из двух частей: Прайи, или Байксы — нижнего города и Альты, или верхнего. Прайа состоит из длинной, на 7 км тянущейся улицы, пересекаемой несколькими небольшими и узкими переулками. На главной улице находятся купеческие конторы и магазины, биржа, таможня, морской арсенал, военный арсенал, железнодорожная станция Багиа-Сан-Францисской железной дороги, газовая фабрика, фабрика вагонов конно-железной дороги, три церкви, и пр. Между тем как Прайя отличается грязью и нестерпимой жарой, Альта, лежащая на 60 — 80 м выше нижнего города, пользуется прекрасным воздухом и здоровым местоположением. Ее окружают апельсинные и банановые сады, теряющиеся в первобытном лесе. Из зданий особенно замечательны: бывшая иезуитская коллегия, ныне служащая госпиталем, и в особенности иезуитская церковь, превращенная в собор. Она построена почти вся из мрамора и считается красивейшей церковью всей Бразилии; дворец архиепископа, казначейство, монетный двор, цитадель, ратуша, канцелярия, апелляционный суд, сиротский дом, хлебный магазин, театр, множество монастырей и церквей; конно-железная дорога идет через весь город. Набережная, с которой открывается прекрасный вид на гавань и на противоположный берег, принадлежит к красивейшим в целой Америке. Багиа защищается многими верками, батареями и фортами, из которых самый значительный — морской форт, находящийся посредине гавани. Кроме нескольких специальных учебных заведений, в городе есть Лицей, Духовная семинария, Медицинская академия, Музей, Публичная библиотека и несколько типографий. Окрестности и берега бухты очаровательны, климат необыкновенно здоровый. Багиа насчитывала в 1883 г. 14000 жителей и имеет три предместья: Бомфимское, на сев. стороне, Виктория — на южной и Старый город. Лежащий напротив города плодоносный остров Итапарика, или Тапарика, восточная и зап. оконечности которого вместе с материком составляют границы входа в бухту, насчитывает 18000 жителей; из них 7000 приходится на город Сан-Гонзало, население которого живет, главным образом, китоловством. Между этим островом и городом находится собственно гавань Багии; она весьма удобна, обширна и легко доступна. На южной оконечности, Сан-Антоний, построен маяк. Торговля Багиа вследствие затруднений, созданных соперничеством столиц, т. е. Рио-Жанейро, не достигла того процветания, которое могло бы выпасть на ее долю. Все ввозимые товары должны проходить через таможню, а вывозные через консульство. Ввоз состоит преимущественно из железных произведений, хлопчатобумажных, шерстяных, льняных и шелковых тканей, вина и москотильных товаров; предметами вывоза служат: хлопчатая бумага, сахар, кофе, табак, сигары, кожа и дерево. Кроме того весьма развита береговая торговля, составляющая около двух третей общей морской торговли. Багиа состоит в постоянном пароходном сообщении со всеми бразильскими гаванями и с Нью-Йорком; с Европой город имеет сообщение посредством шести ежемесячно совершающих свои рейсы пароходов (в Гамбург 2, Бордо 2, Ливерпуль 1 и Соутгамптон 1). Пароходы эти ходят до Рио и Ла-Платы. Пароходным сообщением заведуют две пароход. компании. Промышленность города заключается, глав. образ., в производстве табака, сахара и рома. Сверх того имеются хлопчатобумажные мануфактуры. С 1867 г. здешние бумагопрядильни, писчебумажные фабрики и верфи приобрели первенствующее значение в Бразилии. Морская торговля почти исключительно в руках иностранцев и в особенности англичан. Багиа основан португальцем Корреа в 1510 г., под именем Сан-Сальвадора, и уже в 1549 г. получил свое нынешнее название.

Провинция того же имени обнимает 426427 кв. км, с 1655403 жит. (1883), в том числе 167824 негров, бывших невольников, и сверх того до 8000 кочующих индейцев. На С она отделяется от Сержина Рио Реалем и от Фернамбуко Рио Сан-Франциско, далее гриничит с Пиауги, Гойасом и Минас-Герассом, а к Ю побережье ее доходит до Рио Мукури, составляющее границу ее с Эспирито-Санто. Гористое побережье шириной в 40 — 60 км, прорезываемое обширными долинами, весьма плодородно и достаточно орошено, между тем как принадлежащая к провинции часть реки Сан-Франциско весьма небогата водой. Обе низменности отделяются на С плато Сертао, переходящим южнее в горную цепь. Это — известковая и гранитная поверхность, отличающаяся безводием и скудной растительностью и мало годная для земледелия. Всего плодороднее этот край у берегов бухты Всех Святых (т. н. Реконкаво), — которые населены всего гуще в Бразилии. Все побережье славится своими первобытными лесами и плодородием земель, расчищенных из-под леса. Возделывают тут сахарный тростник и табак, также хлопчатую бумагу, рис, маниоку, кофе и южные плоды. Внутри страны возможно, как выгодный промысел, лишь одно скотоводство, хотя, по-видимому, почва богата и благородными металлами. В Серра до Синкоре были открыты в 1844 г. одним негром-невольником богатые алмазные россыпи. Начатая в 1858 г. постройка железной дороги должна была связать край с И ö асейро, на правом берегу р. Сан-Франциско. Открыто движение на пространстве 146 км от Багиа до Ингамбуне. Остальные пути сообщения провинции весьма неудовлетворительны.

Смотрии так же...