Афиша

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
А АА АБ АВ АГ АД АЕ АЖ АЗ АИ АЙ АК АЛ АМ АН АО АП АР АС АТ АУ АФ АХ АЦ АЧ АШ АЩ АЭ АЮ АЯ
АФА
АФГ
АФЕ
АФИ
АФО
АФР
АФТ
АФФ
АФЦ

Афиша — так называется в обширном смысле всякого рода объявление. В более узком смысле Афиша наз. объявления о театральных зрелищах и всякого рода увеселениях. Обычай выставлять публично разного рода объявления теряется в глубокой древности. Древние народы обнародовывали свои законы, или акты, выгравировывая их на медных или деревянных досках, которые вывешивались к общему сведению на более посещаемых местах; в Афинах законы Солона, в Риме законы XII таблиц, народные решения, преторский эдикт и эдикты эдилов выставлялись публично; решения сената (senatusconsulta) выгравировывались на мраморных и металлических досках и также вывешивались. Подобные Афиша найдены на открытых домах Помпеи. Эти находки доказывают, что не только правительство для своих целей пользовалось Афиша, но ими пользовались и частные лица для вывешивания памфлетов, оповещения продаж и сведений о новых книгах и т. п. Афиша эти наз. tabulae promulgationis, libelli etc. и их прибивали к столбам (ad pilam) или колоннам (ad columnam) — специально назначенным для вывешивания Афиша Позже Афиша начали писать на пергаментах. Немцы, французы и швейцарцы до конца средних веков для разных публичных извещений пользовались глашатаями (Ausrufer, crieurs), барабанами на перекрестках и т. п. После изобртения книгопечатания Афиша получает права гражданства. Раньше всего Афиша начали пользоваться во Франции, где уже в 1407 и 1417 гг. было воспрещено расклеивание нарушающих общественный порядок объявлений и пасквилей, а в 1539 г. эдиктом Франциска I вводится обнародование ордонансов путем объявлений. Вместе с распространением афишного способа обнародования на Западе возникает целый ряд полицейских распоряжений, вылившихся в так называемое афишное право (droit d'affichage), имеющее целью воспрепятствовать распространению вредных и опасных объявлений и защищать закономерные — от оскорбления и уничтожения. К числу средств, содействующих достижению указанной цели относятся: 1) цензура объявлений полицейскими учреждениями, 2) введение особых афишеров (для Парижа с 1722 г.), распространявших только властью разрешенные Афиша, 3) требование выставлять на Афиша адрес и название типографии, в которой они печатались, и перечислить карательные меры за срывание законных Афиша, 4) судебное преследование за вывешивание объявлений, в которых заключаются пасквили и оскорбления частных лиц или властей, или же оскорбления общественной нравственности, призыв к неповиновению властям и т. п. (О порядке и правилах, практикуемых у нас, частных, торговых, административных и судебных объявлений — см. Объявления). В Париже и др. городах некоторые торговцы ввели ходячие афиши (affiches ambulantes ou — hommes-affiches) — это разодетые в пестрые костюмы афишеры, носящие впереди и позади себя доски, на которых наклеены афиши.

Афиша в театральном деле — вестник жизни театра; они существовали во все времена. Изобретение их, как и вообще Афиша нового времени, приписывают испанскому поэту Козьме д'Овиедо, предшественнику Сервантеса, но вряд ли это справедливо, так как театральные Афиша найдены при раскопках Помпеи, да и по многим другим данным можно полагать, что римлянам театральные афиши были известны. В средние века театральную Афиша заменяет глашатай и барабанный бой. Как постоянное театральное извещение, Афиша явилась впервые в Париже со времен революции 1789 г., а до того времени их заменяли pancarte — вывешенное у дверей театра обявление о спектакле, шутовские объявления с подмостков театра, выставление картин, изображающих содержание представления, как это до сих цор практикуется в народных балаганах и т. п. На первых Афиша не выставлялись имена авторов и актеров, а говорилось вообще, от имени актеров, что "их поэт разработал превосходный сюжет", и даже еще в 40-х годах во Франции на Афиша расписывались панегирики искусству артистов, нередко для завлечения публики описывалась красота и костюмы участвующих актеров, и заканчивалась Афиша просьбой, чтобы почтеннейшая публика поспешила брать места в театре. Афиша иногда выходили в стихах. В XVIII веке афиши разных театров отличались цветом бумаги, на которой печатались. Выставлять на Афиша имена авторов н актеров теперь обязательно; еще в 1789 г. актеры просили парижского мэра разрешить им не выставлять на афишах имен актеров, как это делалось раньше, ввиду являющихся для них неудобств и затруднений при замене одного актера другим, но в этой просьбе им было отказано. Теперь в Париже право расклейки театральных Афиша арендуется и сосредоточно, как и печатание их, в одних руках. Расклейка производится рано утром во всех частях города на особых колоннах — colonnes-affiches, во множестве расположенных по городу. Кроме того подробности о спектаклях вместе с именами действующих лиц и пр. помещаются в особых театральных и общих газетах. У нас до 3 0-х годов, помимо театральных Афиша, выходивших как особое издание, во всех столичных театрах существовал обычай со сцены возвещать публику о предстоящих спектаклях (см. Анонс). Право печатания театральных Афиша в столицах составляет монополию министерства двора, так как главные театры в Петербурге и Москве — Императорские. Несмотря на то, что монополия театральных представлений дирекции Императорских театров уже прекратилась (существовала с 12 июня 1783 г. по 19 марта 1883 г.), право печатания Афиша в столицах до последнего времени отдавалось в аренду; ныне же театр. Афиша печатаются в типографии департамента уделов, при казенной администрации дела. Монополия театр. Афиша придумана в начале нынешнего столетия актером русской драматической труппы Рыкаловым. Из собрания Афиша, имеющегося в императ. Публичной библиотеке, видно, что уже в 1812 г. существовала подписка на получение Афиша "со взносом десяти руб." в год. Предложение Рыкалова состояло в том, что он принимает на себя печатание всех вообще Афиша и исправное их доставление публике, а также печатание разных объявлений, театральных и маскарадных билетов, программ и т. п., без всякой от дирекции платы, причем обязывался зa свой счет содержать разносчиков Афиша — за что должен был вносить ежегодно в пользу дирекции 5000 руб. За этот взнос и за принимаемые на себя обязательства, Рыкалов просил единственного позволения — брать с подписчиков на Афиша по 10 руб. с каждого в год в свою пользу. Афиша эти печатались в театральной типографии на цельном листе, куда входили объявления о театрах — русском, немецком и французском. Право арендатора театральных Афиша рассылать вместе с ними и извещения о всяких других зрелищах в столице было злоупотреблением таким же, каким представлялось печатание объявлений только в некоторых избранных газетах. Расклейка театральных Афиша по городу в столицах запрещена. Афиши вывешиваются только у театров, а сведения о спектаклях публикуются в газетах. Разрешение печатать всякого рода Афиша возлагается на местные полицейские начальства (Полн. Соб. Зак., 1865, № 41988), в столицах и градоначальствах — на градоначальника, в уезде — на исправника, в городе — на полициймейстера. Три копии со старых Афиша см. Арапова, "Драматический альбом" (Москва, 1850). Коллекция Афиша Импер. Пуб. библиотеки начинается с 1809 г.

"Афиши и объявления" — заглавие это носила газета, издаваемая в Москве с января 1883 г. Ф. Гиляровым; с 1 сентября 1884 г. газета эта начала выходить под той же редакцией с новым заглавием: "Вестник литературный, политический, научный и художественный, с афишами", под каким и существует до сих пор. Газета посвящена преимущественно театральному делу Москвы: рецензии, афиши о спектаклях, печатание либретто и т. п. находят здесь место. С конца 1889 вторым редактором состоят Афиша Гиляров.

Афишами биржевыми называются печатные листы, выставляемые на биржах к сведению торгующих людей. Они содержат в себе: сведения о распоряжениях правительства касательно биржевых занятий, особенно биржевой игры, биржевых маклерах, аукционистах, браковщиках, авариях, разных банкротствах, подлогах и т. п. (см. Биржа).

Афиши Растопчинские — так назывались печатные листки разнообразного содержания, издававшиеся в 1812 г. московским главнокомандующим графом Федором Васильевичем Растопчиным для жителей Москвы и Московской губернии. Листки эти не носили никаких заглавий, появлялись без объявленного заранее срока, иногда два раза в день, иногда же через несколько дней, и имели форму писем, объявлений, воззваний к русскому народу, поддерживающих его мужество, воспламеняющих его патриотическое чувство, извещающих его о победах русских армий. Афиши эти имеют не столько литературное, сколько историческое значение и кроме того теперь ценятся, как величайшая библиографическая редкость. Так как они издавались без нумерации, то нельзя ожидать, чтобы могло составиться их собрание: до сих пор найдено 18 афиш, а между тем известно, что гр. Растопчин редкий день не издавал афиши; но такие летучие листки естественно должны были исчезать в большом количестве. Библиографическое их издание в 300 экземплярах сделано Афиша С. Сувориным: "Растопчинские афиши 1812 г.", СПб. 1889 г.); в предисловии указана библиография предмета.

Смотрии так же...