Апелляция к папе как к главе римско-католической церкви, формально была признана в 343 г., собором сардикийским: было постановлено, что епископ, осужденный собором, вправе обратиться с Апелляция к папе к римскому патриарху, которому предоставлялось утвердить приговор или назначить новых судей. Чрез полустолетие в Риме было принято за правило, что во всех важных случаях обращаться с Апелляция к папе к папе на приговор других епископов может не только епископ, но и всякий недовольный приговором, и этот взгляд развит был еще дальше Лжеисидоровскими декреталиями. В XII веке, когда папа присвоил себе право решать, непосредственно или чрез своих легатов, все дела, возникающие в епископских судах, распространилось мнение, что апеллировать к папе можно даже на приговоры гражданских судов. Иннокентий III объявил, что обязанность церкви - бороться против всяких грехов, а следовательно, и против всякого недостатка справедливости в гражданских судах. С этого времени Апелляция к папе к папе сделались более и более частыми. Роль, какую они играли в Риме, описана Бернардом Клервоским в его "De Consideratione". В Англии Апелляция к папе к Риму продолжались до времени Генриха VIII. В Германии первый отпор этой папской узурпации дан был в "Золотой булле", которою запрещено было обращаться в Рим с Апелляция к папе на решения гражданского суда. Базельский собор установил, чтобы Апелляция к папе к папе рассматривалась в Риме не курией, а особыми indi c es in partibus, избиравшимися на провинциальных или епархиальных соборах. Когда это учреждении прекратилось, место его было занято епископами и капитулами. Еще до преобразований Иосифа II все германские правительства, как протестантские, так и католические, запретили Апелляция к папе к папе. Апелляция к папе от папы к вселенскому собору были запрещены Пием II буллой 18 января 1459 г.