Антитринитарии

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
А АА АБ АВ АГ АД АЕ АЖ АЗ АИ АЙ АК АЛ АМ АН АО АП АР АС АТ АУ АФ АХ АЦ АЧ АШ АЩ АЭ АЮ АЯ
АНА
АНВ
АНГ
АНД
АНЕ
АНЖ
АНЗ
АНИ
АНК
АНН
АНО
АНР
АНС
АНТ
АНУ
АНФ
АНХ
АНЦ
АНЧ
АНШ
АНЬ
АНЭ
АНЮ

Антитринитарии

общее название всех противников церковного догмата Троицы во времена Реформации. Сами же они, подобно их современным единомышленникам, назвали себя унитариями (см. это сл.). В то время как реформаторы, чтобы сохранить связь с древнехристианской церковью, признавали догмат о Троице неприкосновенным, хотя и непостижимым таинством, — другие старались подвергнуть этот догмат критическому анализу на основании Писания или с точки зрения разума. В согласии с средневековой мистикой Иоганн Денк из Баварии (умер от чумы в декабре 1527 года) и народный историк Себастьян Франк из Донауверта (умер 1543 г.) учили, что истинный Христос есть "вечное слово", "внутренний свет", горящий в сердце каждого верующего, тогда как внешний, исторический Христос ничего не значит. Напротив того, Конрад из Виртемберга (казнен в Базеле 1529) и Людвиг Гецер из Бишофцеля (обезглавлен в Констанце 1528 вследствие преступления против нравственности) видели в Христе только преисполненного божественного духа человека. Испанский врач Михаил Сервэ (см. это сл.) за отрицание Троицы был сожжен 1553 в Женеве по настоянию Кальвина. Нидерландец Иоганн Компанус (вследствие сумасшествия заключенный 1574 в Клеве), ссылаясь на 1 книгу Моисея (1, 26), учил, что в Боге существуют две ипостаси, образующие единое, подобно тому, как муж и жена составляют одно тело. Давид Иорис, художник на стекле в Дельфте, и Ганс Никлас в Эмдене, в Восточной Фрисландии (ум. 1577), видели в Троице только символ трех веков, в которых воплотилось спасение; во главе второго века стоит Христос, а во главе третьего — Давид Иорис или Ганс Никлас. Особенно многочисленны были Антитринитарии в Италии, где реформационное движение в связи с гуманистическим образованием приняло критическое направление. Однако инквизиция принудила итальянских Антитринитарии покинуть свое отечество и искать убежища в протестантских странах, преимущественно в Швейцарии. Но и тут участь их была не лучше. Испытав жестокие гонения в Швейцарии и Германии, Антитринитарии нашли себе наконец новое отечество в Польше и Трансильвании, где ими основана под именем социниан (см. это сл.) цветущая церковная община. См. Трексель, "Die protestantischen A. vor F. Socin" (2 т. Гейдельб., 1839—41); Р. Уэллэса, "Antitrinitarian biography" (Лонд., 1850).

Смотрии так же...