Анаксагор

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
А АА АБ АВ АГ АД АЕ АЖ АЗ АИ АЙ АК АЛ АМ АН АО АП АР АС АТ АУ АФ АХ АЦ АЧ АШ АЩ АЭ АЮ АЯ
АНА
АНВ
АНГ
АНД
АНЕ
АНЖ
АНЗ
АНИ
АНК
АНН
АНО
АНР
АНС
АНТ
АНУ
АНФ
АНХ
АНЦ
АНЧ
АНШ
АНЬ
АНЭ
АНЮ

Анаксагор

один из самых выдающихся ионийских философов, сын богатых и знатных родителей, род. в Клазомене около 500 до Рождества Христова С ранних лет он отказался от удовольствий, на которые мог рассчитывать по своему богатству, и пристрастился к философии. Привлеченный кипучей умственной жизнью Афин, начавшейся после блестящих побед над персами, 45-летний Анаксагор переселился туда, вступил в близкие сношения с Периклом и первый стал излагать философию в общедоступной форме. Кроме самого Перикла, его учениками были Фукидид, физик Архелай и Еврипид. Стараясь объяснять естественными причинами такие явления, как солнечное и лунное затмение, землетрясения и т. п., он навлек на себя обвинение в оскорблении богов. Его судили и приговорили к смерти, от которой спасло его только красноречие Перикла. Смертный приговор заменен был изгнанием. Анаксагор поселился в Лампсаке, где и умер 428. "Не я потерял Афины, а афиняне потеряли меня", — гордо говорил он. В противоположность элеатам (см. это сл.) для объяснения бесконечного разнообразия видимых явлений он принимал не одну первичную стихию, вроде воды, воздуха или огня, а бесчисленное множество бесконечно малых первичных материальных частичек, омеомерий (однородных частичек), которые не созданы и не могут ни разрушаться, ни переходить друг в друга. Но за такие первичные стихии, из которых состоят все вещи, он признавал не Эмпедокловы элементы, а основные, первобытные тельца, отличающиеся друг от друга по своим качествам и однородные телам, которые из них образуются. Впрочем, омеомерии А не похожи и на атомы в нашем смысле, т. е. на простые химические тела, потому что в числе их у него приведены, между прочим, мясо, дерево и т. п. Омеомерии, сами по себе лишенные движения, были первоначально выведены из покойного, хаотического состояния другим, тоже вечным, материально мыслимым началом — разумом (νοΰς, см.), и этим движением, отделением разнородного и соединением однородного, был создан мир. Анаксагор учил, что в каждой отдельной вещи содержится часть всего и что одна вещь отличается от другой только преобладанием какого-нибудь одного первоначального вещества. Разум же остается чистым и несмешанным с остальной материей, определяя и проникая собою все вещи, как начало жизни. Благодаря этому признанию духовного начала многие считали Анаксагор за первого деиста между философами, но напрасно, потому что в его духовном начале нет и помину о личности и бестелесности. Отрывки его сочинений собраны Шаубахом (Лейпц., 1827) и Шорном (Бонн, 1829). См. Брейер, "Die Philosophie des A." (Берл., 1840), Зевор, "Dissertation sur la vie et la doctrine d'A. " (Пар., 1843); К. Гоффман, "Ueber die Gottesidee des A., Sokrates und Platon" (Вюрцб., 1860); Гладиш, "A. und die Israeliten" (Лейпц., 1864), П. Г. Редкина, "Из лекций по истории философии права" (Т. II, СПб., 1889, стр. 251 —293).

Смотрии так же...