Янкович-де-Мириево

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
ЯБ ЯВ ЯГ ЯД ЯЕ ЯЖ ЯЗ ЯИ ЯЙ ЯК ЯЛ ЯМ ЯН ЯО ЯП ЯР ЯС ЯТ ЯУ ЯФ ЯХ ЯЦ ЯЧ ЯШ ЯЩ ЯЯ
ЯНА
ЯНВ
ЯНГ
ЯНД
ЯНЕ
ЯНЖ
ЯНИ
ЯНК
ЯНО
ЯНС
ЯНТ
ЯНУ
ЯНЧ
ЯНЫ
ЯНЬ

Янкович-де-Мириево (Федор Иванович) — педагог (1741—1814). Происходил из древнего сербского рода, переселившегося в середине XV в. в Венгрию. Изучал в венском университете юриспруденцию, государственные и экономические науки, поступил секретарем к темешварскому православному епископу. В 1773 г. Янкович-де-Мириево, назначенный первым учителем и директором народных училищ в Темешварском Банате, принял участие в осуществлении обширной учебной реформы, предпринятой имп. Марией-Терезией. Целью этой реформы было введение в Австрии новой системы народного образования, явившейся сначала в Пруссии и разработанной настоятелем Саганского августинского монастыря Фельбигером. Преимущества новой системы, узаконенной уставом 1774 г., заключались в стройной концентрации начальных и высших народных школ, тщательной подготовке учителей, рациональных приемах преподавания, установлении специальной учебной администрации. На обязанности Янкович-де-Мириево, как директора училищ в провинции, населенной православными сербами, лежало приспособление новой учебной системы к местным потребностям и условиям. В 1776 г. он посетил Вену и подробно ознакомился с тамошней учительской семинарией, после чего перевел на сербский язык немецкие руководства, введенные в новые школы, и составил руководство для учителей своей провинции, под заглавием: "Ручная книга, потребная магистрам иллирийских неуниатских малых школ". В 1774 г. он получил дворянское достоинство и к фамилии его присоединено название де Мириево, как называлось его родовое поместье в Сербии. Вскоре после того как новая система народного образования утвердилась в Австрии, имп. Екатерина II решила ввести эту систему в России. Познакомил с нею императрицу император Иосиф II при свидании в Могилеве, причем тогда же выписал для нее все учебники австрийских нормальных школ и указал ей на Янкович-де-Мириево, как на человека наиболее подходящего для организации народных школ в России по австрийскому образцу. Вскоре после приезда Янкович-де-Мириево, в 1782 г., была образована под председательством П. В. Завадовского комиссия об учреждении народных училищ, в состав которой вошли Эпинус, Пастухов и Янкович-де-Мириево Комиссии было поручено: 1) начертать и постепенно приводить в исполнение общий план народных училищ, 2) приготовить учителей и 3) перевести на русский язык или вновь сочинить необходимые учебные руководства. В осуществлении всех этих предприятий Янкович-де-Мириево принял самое деятельное участие. Составленная им учебная часть первоначального плана учреждения народных училищ была утверждена 21 сентября 1782 г. Одновременно Янкович-де-Мириево занял должность директора петербургского главного народного училища, в котором сначала сосредоточивалось приготовление учителей. Эту должность он занимал до 1785 г., когда его заменил О. П. Козодавлев; но и после того все распоряжения, касавшиеся училища и особенно состоявшей при нем учительской семинарии, делались по совету Янкович-де-Мириево Больше всего труда положил Янкович-де-Мириево на перевод с немецкого или составление учебников для народных училищ. Более половины учебников составлено было или самим Янкович-де-Мириево, или по его плану и под его руководством, или, наконец, переделано им, и все они были одобрены императрицей, на утверждение которой они были представляемы все, за исключением математических. Наконец, Янкович-де-Мириево участвовал в разрешении всех экстренных учебных вопросов, передаваемых в комиссию: в преобразовании учебных планов корпусов сухопутного, артиллерийского, инженерного, общества воспитания благородных и училища мещанских девиц и частных учебных заведений, в рассмотрении высших учебных заведений Австрии, по образцу которых предполагалось устроить русские университеты и гимназии. Составление инструкций начальникам и визитаторам (ревизорам) учебных заведений поручалось комиссией также, по большей части, Янкович-де-Мириево Избранный в 1783 г. в члены российской академии, он привлечен был к трудам по словопроизводному словарю. Отдел на буквы И. и Й. составлен был им совместно с петербургским митрополитом Гавриилом. Вслед затем ему поручено было дополнить и переиздать сравнительный словарь всех языков, составленный академиком Палласом. Этот труд, законченный в 1791 г., был издан под названием: "Сравнительный словарь всех языков и наречий, по азбучному порядку расположенный". В нем помещалось 61700 слов из 279 языков — европейских, азиатских, африканских и американских. По учреждении в 1802 г. министерства народного просвещения, Янкович-де-Мириево вошел в состав вновь образованной комиссии об училищах, с 1803 г. получившей название главного правления училищ. В министерстве, деятельностью которого на первых порах руководил кружок личных друзей императора Александра I, Янкович-де-Мириево не пользовался влиянием, хотя трудился по всем важнейшим вопросам административным и учебным. В 1804 г. он оставил службу. Ср. А. Воронов, "Федор Иванович Янкович де-Мириево или народные училища в России при императрице Екатерине II" (СПб., 1858); его же, "Историко-статистическое обозрение учебных заведений С.-Петербургского учебного округа с 1715 по 1828 год включительно" (СПб., 1849); граф Д. А. Толстой, "Городские училища в царствование императрицы Екатерины II" (СПб., 1886, оттиск из LIV тома "Записок Императ. Академии Наук"); С. В. Рождественский, "Исторический обзор деятельности министерства народного просвещения. 1 802—1902" (СПб., 1902).

С. Р—ский.

Смотрии так же...