Энклитика

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Э ЭА ЭБ ЭВ ЭГ ЭД ЭЕ ЭЖ ЭЗ ЭЙ ЭК ЭЛ ЭМ ЭН ЭО ЭП ЭР ЭС ЭТ ЭУ ЭФ ЭХ ЭЦ ЭЧ ЭШ ЭЭ ЭЮ ЭЯ
ЭНА
ЭНВ
ЭНГ
ЭНД
ЭНЕ
ЭНЗ
ЭНИ
ЭНК
ЭНМ
ЭНН
ЭНО
ЭНР
ЭНС
ЭНТ
ЭНУ
ЭНФ
ЭНХ
ЭНЦ
ЭНЫ
ЭНЬ

Энклитика (грамм.) — слово (большей частью односложное: местоимение, союз или какая-нибудь другая частица), утрачивающее собственное ударением (сохраняется оно лишь в определенных случаях) и подчиняющееся акцентуации предыдущего слова, с которым сливается в живой речи (а иногда и на письме) в одно фонетическое целое. Энклиза (т. е. утрата ударения такими словами в пользу предыдущих слов) встречалась уже в индоевропейском праязыке. Так Энклитика в нем были: 1)некоторые частицы, вроде союза *qe = u (санскр. -са, греч. τε, лат. -que, слав. -че, напр. Nala ç ca = и Наль, senatus populusque romanus = римские сенат и народ, ныньче или нониче, нонича и т. д.), *ve *v ê = или (санскр. va, v â, лат. ve и т. д.); 2) вопросительные местоимения (индоевроп. основы *qo-, *qi-: санскр. ka-, ci-, греч. πο -, τι-, латинск. quo-, qui-), когда они имеют неопределенное значение, например греч. τίς = кто, но άνήρ τις = некий муж; 3) личные местоимения, если нет особого противоположения, вроде, напр., я и ты, мы и они: индоевроп. Энклитика дат. ед. *moi-, санскр. mе-, греч. μοι, слав. ми. Кроме того, в индоевропейском праязыке очень часто Энклитика были формы зват. падежа (если только не стояли в начале речи): санскр. id ám indra ç rnuhi = это, о Индра, услышь! Даже спрягаемые формы глагола часто являлись Энклитика В санскрите глагол сохраняет ударение лишь в начале речи, после же имен является Энклитика: agnim î dе = я прославляю бога Агни; после аугмента или приращения — индоевроп. 3 л. ед. ч. аориста * é d ŗk'еt = санскр. à drç at, греч. έδραχε и т. д. В результате энклизы получались нередко сложные слова, вроде санскр. j â s-pati-s — владыка, глава рода, греч. δεσ - πότης, зват. δέσπоτα (глава дома), Διόσκοσροι = сыновья Зевса, лат. Juppiter и т. д., где части j âs-, δέσ -, Διός- представляют собой родит. падеж, служивший определением следующего слова. В русском языке случаи такой энклизы, ведущей к образованию сложных слов, также встречаются: онам é дни = местн. ед. ономь дьни (в оный день), пок á мест = пок á места (до каких мест) и т. д. Энклиза имен наблюдается после известных предлогов, вроде н á гору, н á небо, з á угол, п ó д вечер и т. д. И в этих случаях она ведет к образованию сложных слов, вроде: выйти з á муж и т. п.

С. Булич.

Смотрии так же...