Эней, в мифологии

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Э ЭА ЭБ ЭВ ЭГ ЭД ЭЕ ЭЖ ЭЗ ЭЙ ЭК ЭЛ ЭМ ЭН ЭО ЭП ЭР ЭС ЭТ ЭУ ЭФ ЭХ ЭЦ ЭЧ ЭШ ЭЭ ЭЮ ЭЯ
ЭНА
ЭНВ
ЭНГ
ЭНД
ЭНЕ
ЭНЗ
ЭНИ
ЭНК
ЭНМ
ЭНН
ЭНО
ЭНР
ЭНС
ЭНТ
ЭНУ
ЭНФ
ЭНХ
ЭНЦ
ЭНЫ
ЭНЬ

Эней, в мифологии (Αίνείας, Aeneas) — после Гектора славнейший герой Трои, сын Анхиза и Афродиты, рожденный на горе Иде. По Гомеру ("Илиада", XX, 215 и след.) Эней состоял в родстве с правящей троянской династией, происходя от общего с ней предка Троса, он жил в тор. Дардане, принадлежавшем Анхизу, и в первые годы Троянской войны не принимал в ней участия; но когда Ахилл напал на него и оттеснил в Лирнесс, Эней повел свои отряды против греков. В битвах под Троей он принимал деятельное участие; в поединках с Диомедом (из-за трупа друга своего Пандара) и с Ахиллом был избавлен от гибели в первый раз Афродитой, во второй раз Посейдоном. Послегомеровские сказания и основанные на них литературные памятники создали Эней, как отмеченному особой благосклонностью богов, великое героическое поприще, причем в наслоении мифических сюжетов, сгруппировавшихся около Эней, этапными пунктами служили топографические названия, сближенные с именем Эней, и местности с культом Афродиты; таким образом сага об Эней, через южную Фракию, острова Делос, Эрит, Киферу, через Аркадию, Эпир, Сицилию и Карфаген дошла до Италии. По древнейшему послегомеровскому преданию Эней, спасшийся после взятия и сожжения Трои, остается в Троаде, где основывает новое поселение; позднее распространяется сказание о переселении его на полуостров Паллену (Гелланик), где он основывает город Энею, и наконец (по Стесихору), в Гесперию, т. е. Италию. О троянском происхождении латинян и, в частности, римлян сообщает впервые определенно Тимей (современник Пирра), по свидетельству которого Эней основал Лавиний, со святилищем троянских пенатов, и Рим. Сам Пирр, по словам Павзания, решился на войну с римлянами под влиянием мысли, что он, как потомок Ахилла, будет бороться с потомками троянцев. В третьем же веке предание о происхождении римлян от троянцев утвердилось в Риме и нашло выражение в произведениях Невия, Энния, Фабия; великий город видел в Эней, как представителе древнейшего великого царства, своего предка, а возвысившийся в 1-м веке до Рождества Христова род Юлиев — в сыне Эней, Иуле, своего родоначальника. Обстоятельный рассказ о странствованиях и судьбах Эней дает нам греческий историк I века до Рождества Христова, Дионисий Галикарнасский. На том же материале, но в чисто римском освещении, основана поэма современника Дионисия, Виргилия, носящая имя Эней (Энеида). В Виргилиевой Энеиде, как в фокусе, сгруппировались все основные черты местных сказаний об Эней, но освещенные одной преобладающей идеею. Как национальная эпопея, Энеида имела целью указать на божественное происхождение Рима, прославить потомка Эней, восстановителя римского государства — Августа, и отметить в сказочных образах мифического прошлого светлые картины великой современной поэту эпохи. Ср. ст. Aineas в "Real-Encyklop ä die der Klassischen Altertumswissenschaft" Pauly-Wissowa (т. l, стр. 1010—1019, Штуттгарт, 1894); Klausen, "Aeneas und die Penaten" (Гамбурт и Гота, 1839—1810); Schwegler, "R ö mische Geschichte" (I т., стр. 279 и след., Тюбинген, 18 67); Wœ rner, "Die Sage von den Wanderungen des Aeneas bei Dionysius und Vergil" (Лпц., 1882); Hild, "L égende d'Ené e avant Virgile" (П., 1883).

H. 0.

Смотрии так же...