Эмден

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Э ЭА ЭБ ЭВ ЭГ ЭД ЭЕ ЭЖ ЭЗ ЭЙ ЭК ЭЛ ЭМ ЭН ЭО ЭП ЭР ЭС ЭТ ЭУ ЭФ ЭХ ЭЦ ЭЧ ЭШ ЭЭ ЭЮ ЭЯ
ЭМА
ЭМБ
ЭМГ
ЭМД
ЭМЕ
ЭМЗ
ЭМИ
ЭМК
ЭМЛ
ЭММ
ЭМО
ЭМП
ЭМС
ЭМУ
ЭМФ

Эмден (Emden) — город в прусской провинции Ганновер, в восточной Фрисландии, в 3 км от реки Эмс, которая некогда протекала у самых стен города, а ныне соединена с Эмден каналом глубиной в 5,3 м, доступным для довольно крупных морских судов. Эмден, наподобие голландских городов, весь изрезан каналами, через которые переброшено 30 мостов. Каналы эти соединены с изрезывающими восточную Фрисландию внутренними водами. В Эмден двойная гавань (Ратсдельфт и Фальдерндельфт), могущая вместить неоколько сот судов. Гавани, а также протоки, соединяющие Эмден с р. Эмс, снабжены шлюзом с двойным проходом, защищающим город от наводнения, но не дают тяжело нагруженным крупным морским судам возможности причаливать к городским пристаням; эти суда принуждены разгружаться и нагружаться на рейде, в 7 км расстояния от Эмден, куда могут приставать и крупнейшие военные суда. В последнее время город озабочен углублением своей гавани и прорытием глубоких каналов Эмс—Ядэ и Дортмунд—Эмс. Работы эти частью уже выполнены. Двойная гавань Эмден снабжена просторным доком и обширными товарными складами и соединена с железной дорогой. От старых времен сохранились еще в Э . укрепления, частью обращенные теперь в места для прогулок. Рядом с домами нового типа в Эмден встречаются постройки староголландские; город вообще во многом сохранил староголландский характер и обычаи. Готический собор (1455 г.), вмещающий до 4000 чел., со статуей графа восточн. Фрисландии Энно II (умер 1540). Старинная ратуша по образцу антверпенской. Общественное здание "Kunst" (искусство), с картинной галереей, музеем древностей, коллекцией монет и библиотекой. Жителей 16453 (1900). Промышленность довольно значительная: две верфи, фабрики табачные, сигарные, канатные, проволочные, картонные, цементные, кожевенные, шерстяные, рафинадный завод; развитый морской рыбный промысел. Торговля очень значительная, преимущественно морская. Торговая камера, заседающая попеременно в Эмден и в Леере; отделение государственного банка и много частных кредитных учреждений. В 1900 г. вошло 1521 морское судно вместимостью 177 тыс. peг. тонн, и 5995 речн., вмест. 210 тыс. peг. тонн; ушло 1399 морских судов, вмест. 162 тыс. peг. тонн и 5938 речных судов, вмест. 216 тыс. peг. тонн. Правильное пароходное сообщением с островами Боркум и Нордерней. Новые обширные портовые сооружения открыты в 1901 г. Телефонная сеть. Училища мореплавания, коммерческое, ремесленное, глухонемых. Общество спасания на водах с многочисленными станциями; общ. естествоиспытателей с богатыми коллекциями. Таможня. Эмден (Emuden, Emetha) уже в XIV столетии был известен как город. Здесь сбывали "Виталийские братья" (см.) свое награбленное на море добро. Чтобы положить предел морским грабежам, Гамбург в течение всего XV-го столетия принимал участие в управлении Эмденом. Мореходное и торговое значение Эмдена возросло со времени Нидерландской революции, когда в Эмден стало прибывать много переселенцев из Нидерландов; введено было реформатское вероисповедание, сломлена власть феодальных графов Эмденских. В 1553 г. была учреждена первая компания селедочного промысла. С 1595 г. по 1774 г. Эмден находился под защитой Голландии, которая содержала здесь постоянный гарнизон. В 1774 г. Эмден перешел к Пруссии. Фридрих Великий, стремясь повысить его торговое значение, сделал его porto-franco. Наибольшего процветания Эмден достиг во время войн англо-американской и революционных. Тем глубже было падение Эмден, начавшееся с 1806 г. Во время разрыва между Англией и Пруссией Эмден потерял товаров на сумму свыше 3 миллионов гульденов и почти все свои крупнейшие морские суда. С 1810 г. Эмден находился под властью французов; в 1814 — перешел к Пруссии, в 1815 — к Ганноверу, в 1866 г. — с ним вместе к Пруссии. Торговый упадок Эмден обусловливался ростом других германских гаваней на Немецком море, выгоднее его расположенных, но с развитием железнодорожной сети и, особенно, с проведением новых каналов торговля Эмден снова оживляется.

Смотрии так же...