Эмаль

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Э ЭА ЭБ ЭВ ЭГ ЭД ЭЕ ЭЖ ЭЗ ЭЙ ЭК ЭЛ ЭМ ЭН ЭО ЭП ЭР ЭС ЭТ ЭУ ЭФ ЭХ ЭЦ ЭЧ ЭШ ЭЭ ЭЮ ЭЯ
ЭМА
ЭМБ
ЭМГ
ЭМД
ЭМЕ
ЭМЗ
ЭМИ
ЭМК
ЭМЛ
ЭММ
ЭМО
ЭМП
ЭМС
ЭМУ
ЭМФ

Эмаль (франц. é mail, итальянск, smalto, немецк. Schmelz, средневек.-латинск. smaltum, от верхненемецк. глагола smelzan — плавить, русск. финифть) — стекловидное легкоплавкое вещество, наносимое на металлические предметы для предохранения их от окисления (например, на железную, чугунную, медную и др. посуду), или же употребляемое только для их украшения (как напр., для золотых и серебряных ювелирных изделий). Поэтому покрытие предметов Эмаль или их эмальирование бывает двоякого рода: одно относится к разряду чисто ремесленных производств, другое составляет особую отрасль применения искусства к промышленности. В настоящее время слово Эмаль употребляется преимущественно в этом втором, художественном значении. Материалом для эмальирования служит стеклянный сплав, содержащий в себе свинцовую соль (или буру), получивший белизну или непрозрачность от примеси олова, или же прозрачный и окрашенный в какой-либо цвет через прибавку к нему соли того или другого металла. Это — тот же самый сплав, из которого изготавливаются смальты, т. е. столбики, употребляемые при производстве наборной мозаики (см.). Число различных цветов и оттенков этого сплава простирается теперь более чем до 20000. Чтобы быть пригодным для использования в Эмаль, сплав разбивается на куски, которые потом превращаются в мелкий порошок посредством толчения в ступке. Каждый порошок известного цвета хранится впредь до употребления в банке с притертой пробкой или в какой-либо другой плотно закрытой посуде. Самое эмальирование бывает следующих двух главных родов. 1) Выемчатая Эмаль (émail champlevé); если надо украсить металлическую пластинку Эмаль этого рода, на ней вырезаются вглубь места, которые должно занимать подлежащее воспроизведению изображение, причем оставляются неуглубленными главные его контуры; дно углублений или гнезд, образующихся между этими контурами, делается шероховатым, и затем они наполняются порошком смальты того или другого цвета, смоченным водой и похожим на тесто. В таком виде пластинка высушивается на воздухе и потом, для окончательного удаления воды из порошка, — на горячих углях. После того она кладется в муфель и подвергается в нем накаливанию. По прошествии некоторого времени, когда наложенный на пластинку порошок вполне расплавился, ее вынимают из муфеля с большой осторожностью — так, чтобы её остывание шло постепенно, потому что при быстром охлаждении Эмаль может дать трещины и отстать от металла. Затем пластинку омывают слабым раствором серной кислоты и чистой водой и, наложив на нее снова в те же места мокрого порошка смальты тех же цветов, вторично обжигают ее в муфеле. Эту операцию иногда проделывают в третий, четвертый и т. д. раз до тех пор, пока поверхность сплавившейся Эмаль не окажется после её охлаждения находящейся на одном уровне с поверхностью выступающих частей металла. В заключение эмальированная вещь шлифуется мокрым песчаником и снова обжигается в муфеле для того, чтобы поверхность Эмаль сделалась совершенно гладкой и блестящей. Надо заметить, что, прибегая к способу выемчатой Эмаль, углубления на пластинке можно производить и не резцом, а штампованием; если предмет литой, то можно изготовлять их при самой его отливке. 2) Второй способ назыв. перегородочной Эмаль Если надлежит эмальировать всю поверхность пластинки по этому способу, ее окружают невысоким, также металлическим бордюром; затем нарезают из того же металла тонкие полоски или ленточки и, сгибая их помощью щипцов, ставят на ребро внутри этого огороженного пространства так, чтобы они обозначали собой контуры рисунка, которым хотят украсить пластинку. Дабы полоски не съезжали со своих мест, их прикрепляют к пластинке воском или слегка припаивают к ней. Полученные таким образом промежутки между полосками наполняют мокрым порошком смальты надлежащих цветов и помещают пластинку для накаливания в муфель, в котором расплавившаяся смальта плотно пристает к полоскам и прочно прикрепляет их ко дну углубления. Дальнейший процесс изготовления перегородочной Эмаль — такой же, как и в технике Эмаль выемчатой. В том случае, когда желают украсить перегородочной Эмаль не всю поверхность пластинки, а только известную её часть, то эта часть вырезывается в виде одного общего углубления, и уже в нем располагаются перегородки из вышеупомянутых полосок. Оба способа эмальирования, выемчатый и перегородочный, иногда употребляются при украшении одного и того же изделья совместно, и тогда Эмаль называется смешанной (mixte). Каким бы способом пластинка ни была эмальирована, задняя её сторона обыкновенно покрывается одноцветным (преимущественно, белым) слоем Эмаль с целью её защиты от действия паров воды и газов, содержащихся в воздухе. Производство Эмаль, как доказывают то археологические находки, было известно издревле в Ассирии, Финикии, Египте и вообще на Востоке. Вероятно, оттуда оно было занесено в Грецию и Италию. В эпоху падения Римской империи мы находим его также у сев.-западных народов — у галлов, кельтов, вендов и др. племен, пользовавшихся им для украшения фибул, блях, браслетов и прочих принадлежностей костюма, а также для отделки оружия и конской сбруи. Но особенно блестящим образом развилось это искусство в пристрастной к роскоши Византии, где оба рода Эмаль, выемчатая и перегородочная, нашли себе обширное применение при изготовлении не только различных ювелирных изделий светского характера, но и драгоценной церковной утвари — потиров, других священных сосудов, дарохранительниц, ковчежцев для мощей, окладов на богослужебные книги, небольших икон, крестов и пр. Сохранившиеся образцы византийской перегородочной Эмаль, каковы, напр., род иконостаса, известный под названием Pala d'oro, в венецианском соборе св. Марка., так наз. "Железная корона" в соборе Монцы, отделка алтаря в миланской церкви св. Амвросия, реликварий в соборе Лимбурга на Лане и многие другие предметы, хранящиеся в различных общественных музеях и частных коллекциях (между прочим, в Имп. Эрмитаже и в собраниях покойного А. Звенигородского и М. П. Боткина), поражают удивительной тонкостью работы и чистотой колеров смальты. Из Византии искусство Эмаль распространилось, с одной стороны, в Грузию и в Русь домонгольского периода [Замечательные образцы древнерусской Эмаль, в том числе золотая диадема и другие изделия, найденные в Киеве в 1889 г., можно видеть в Имп. Эрмитаже], а с другой, — в Западную Европу, где, начиная с XI века, это мастерство процветало особенно на Рейне (в Кельне, Трире и др. местах) и во Франции, в Лиможе. Развитие западной средневековой Эмаль нельзя, впрочем, объяснять единственно византийским влиянием: его причиной, по-видимому, были также традиции предшествовавшего варварского производства; это тем более вероятно потому, что в Византии Эмаль употреблялась почти исключительно для украшения золотых вещей, а на Рейне и в Лиможе она наводилась, главным образом, на медные изделия. В XIV столетии, на смену выемчатой и перегородочной Эмаль явился, прежде всего, в Италии, а потом и в других странах, новый род художественных Эмаль, так наз. просвечивающая Эмаль (opera di basso rilievo, émaux de bassetaille, é mail translucide), техника которой состоит в том, что на металлической поверхности исполняется невысоким рельефом изображение, после чего она покрывается сплошь полупрозрачной Эмаль так, чтобы возвышенные части изображения просвечивали сквозь нее сильнее, чем углубленные части, и через то получался эффект света и теней. К этому третьему разряду Эмаль относятся также металлические изделия, украшенные гравированным изображением, на которое наведена просвечивающая Эмаль Четвертый род Эмаль составляют Эмаль живописные (émaux peints, émaux en apprê t), называемые также, по главному месту их производства, процветавшего во второй половине XVI стол., лиможскими. Изготовление изделий этого рода состоит в том, что медный предмет покрывается весь непрозрачной Эмаль темного, по большей части черного цвета, и на полученном фоне художник пишет огнеупорными красками изображение, которое потом обжигается. Образцы лиможской Эмаль — блюда, тазы, другие сосуды различного вида, образа, декоративные щиты и доски — высоко ценятся любителями искусства за изящество их форм и мастерство украшающей их живописи. На них были изображаемы библейские или мифологические сцены, отдельные фигуры, портреты и орнаменты, преимущественно, гризалью, иногда с прокладкой телесного тона; но встречаются также изображения, исполненные в несколько тонов и играющие блеском золота или серебра, подложенного под прозрачные краски. Работами подобного рода больше всех других мастеров прославились Леонар Пеник ó (1495—1513), Леонар Лимузен (1505—ок. 1575), Пьер Реймон (трудившийся в 1534—82 гг.) и Жан Куртуа (ум. в 1586 г.). В XVI стол. лиможская Эмаль пришла в упадок и вскоре была совершенно вытеснена из употребления изобретенной шатоденским ювелиром Жаном Тутеном (работал в 1618—40 гг.) живописью огнеупорными красками всевозможных цветов по белому слою Эмаль, наведенному на металлическую поверхность. Эта отрасль прикладного искусства, имеющая близкое сходство с живописью на фарфоре, была в большой моде до начала XIX стол., служа для украшения золотых табакерок, карманных часов, медальонов и тому подобных вещей. Прием исполнения этой живописи — миниатюристический. Особенно распространены были миниатюрные эмалевые портреты на золоте, по части которых самым знаменитым мастером явился женевец Жан Петит ó (1607—91). Кроме вышеуказанных родов Эмаль, в эпоху Возрождения с успехом возделывались еще два других, а именно: так назыв. венецианская Эмаль и сквозная или филигранная Эмаль Техника первой состоит в том, что на слой цветной или белой Эмаль, наведенный на поверхность металлического предмета, напр., подноса, накладываются слегка выпуклые орнаменты, вытисненные и вырезанные из тонкого золотого, серебряного или золоченного медного листа, после чего предмет подвергается накаливанию, по окончании которого орнаменты остаются прочно припаявшимися к Эмаль Что касается до филигранной Эмаль, то её изготовление сопряжено с большой трудностью. Оно состоит в том, что отверстия, сделанные в ювелирной вещи, заполняют мокрой массой порошка цветной прозрачной смальты, этой массе дают совершенно высохнуть и затем обжигают: расплавившийся порошок превращается в стекло, и в отверстиях оказываются как бы вправленные рубины, сапфиры или другие драгоценные каменья. В начале XIX стол. Эмаль на Западе Европы служила почти единственно для украшения карманных часов, но позднее, когда псевдоклассическое направление искусства сменилось романтическим и в обществе возбудилось внимание к художественным произведениям средних веков и цветущей поры Возрождения, все роды Эмаль снова заняли видное место в промышленности. Повсюду, преимущественно же в Париже, Люне, Брюсселе, Мехельне, Ахене, Кельне и Вене, завелись мастерские, из которых стали выходить отличные подражания старинным эмальированным изделиям и такие изделия в новом, оригинальном вкусе. Усовершенствованию и удешевлению их производства способствовали успехи химии и технологии. Затем это производство получило новый толчок вперед от знакомства публики с выемчато-эмальированными изделиями Китая и Японии, являвшимися на всемирные выставки и распространявшимися в торговле. Возникла потребность в подражаниях не только прежним европейским, но и этим восточным образцам. Украшенные Эмаль вазы, кубки, лампы, чаши, кресты и др. предметы составляют теперь одну из важнейших отраслей промышленности, которую снабжают ими преимущественно французские, английские и немецкие мастерские. Известнейшие их фабриканты: Барбедьен и Кристофль в Париже, Элькингтон в Лондоне, Зуссман и Равен é в Берлине. — Ср. J. Labarte, "Recherches sur la peinture en émail dans l'antiquité et le moyen-â ge" (Париж, 1856); его же, "Histoire de la verrerie et d' é maillerie" (2 изд., Париж, 1872—75, 3 т.); Popelin, "L'art de r é mail" (Париж, 1868); B. Bucher, "Geschichte der technischen K ü nste" (т. I, Штуттгарт, 1875); Quast et Verneilh, "Les é maux d'Allemagne et les emanx limousins" (Париж, 1860); Molinier, "Dictionnaire des émailleu rs" (Париж, 1884); его же, "L' é maillerie" (Париж, 1890); Schulz, "Der byzantische Zellenschmelz" (Франкфурт на Майне, 1890); Luthmer, "Das Email" (Лпц., 1892), H. Кондаков, "История и памятники византийской Эмаль" (роскошное издание А. Звенигородского, СПб., 1892) и пр.

Эмаль (техн.) — cм. Глазурь.

Смотрии так же...