Штейн, Генрих Фридрих Карл

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Ш ША ШВ ШЕ ШЁ ШИ ШК ШЛ ШМ ШН ШО ШП ШР ШТ ШУ ШХ ШЬ ШЭ ШЮ
ШТА
ШТЕ
ШТИ
ШТО
ШТР
ШТУ
ШТЫ
ШТЮ

Штейн,Генрих Фридрих Карл (vom [zum] Stein) — знаменитый прусский реформатор начала XIX в. Фамилия Штейн принадлежала к имперскому рыцарству. Владения ее лежали по реке Лану, близ графства Нассау. Во время реформации предок Штейн принял лютеранство. Штейн родился в Нассау 26-го октября 1757 г. Мать Штейн была честная, умная, деятельная женщина и имела сильное влияние на сына. Семья Штейн была большая, земельные владения, принадлежавшие ей, невелики и обременены долгами; поэтому братья Штейн должны были искать службы, преимущественно военной. Карл занялся юриспруденцией и поступил в гёттингенский университет. Особенно интересовался Штейн во время студенчества английской историей. Он закончил учение в Гёттингене в 1777 г., не получив ученой степени, и в мае 1777 г. поступил практикантом в каммергерихт в Ветцларе. В 1778 г. путешествовал по южной Германии и Франции. В Регенсбурге он изучил делопроизводство имперского сейма и, разочаровавшись в тогдашних имперских учреждениях, поступил на службу в Пруссию. Крупную роль в жизни Штейн стал в это время играть прусский министр Гейниц, благодаря которому Штейн в 1782 г. был назначен старшим советником горного департамента. По поручению Гейница он совершил "минералогическое" путешествие для ознакомления с постановкой горного дела в соседних странах и около года пробыл во Фрейберге. В 1784 г. Штейн был назначен директором всех вестфальских горных предприятий, сделан членом фабричной комиссии и занялся реформой горного дела. В 1785 г. он получил поручение хлопотать о присоединении майнцского архиепископа к союзу князей, что и исполнил удачно. Зимой 1786—1787 гг. Штейн посетил Англию. По возвращении он был назначен вторым директором военно-домениальной палаты в Гамме (в графстве Марк, в Вестфалии). В 1788 г. он стал первым директором клевской палаты и первым ландтаг-комиссаром, что поставило его в прямые сношения с местными органами самоуправления — ландтагами. Ландтаги вестфальских провинций Пруссии пользовались более самостоятельным и влиятельным положением, чем ландтаги в других провинциях. Здесь Штейн получил возможность развить свои благоприятные началу самоуправления "вестфальские идеи", вызывавшие впоследствии враждебное отношение "честных бранденбуржцев". Деятельность Штейн в Клеве-Марке была направлена преимущественно на экономические вопросы: он занимался устройством шоссе и, стоя во главе комиссии по реформе налогов в графстве Марк (1790), провел реформу в духе большей свободы экономической деятельности, отменив некоторые постановления, стеснявшие торговлю и ремесла. Стеснительные акцизы были уменьшены, взамен чего были установлены новые прямые налоги, падавшие на ремесленников и на купцов. Уже в это время сказывается влияние на Штейн теории физиократов — влияние, впрочем, довольно умеренное: последовательным физиократом Штейн не был никогда, восприняв в свои экономические взгляды довольно многое и из теорий меркантилизма.

Начавшаяся в 1792 г. война с французами глубоко захватила Штейн Он ездил в Кассель для переговоров с ландграфом, чтобы побудить последнего к энергичным действиям в согласии с союзниками; затем был в Кобленце, в главной квартире. Зимой 1792—93 гг. он занимался заготовкой запасов для будущей комиссии, причем предоставил поставку припасов для армии земским чинам. В 1793 г. Штейн женился на Магдалине Вильгельмине Фридерике Вальмоден и получил президентство в клевской палате, но сохранил за собой и палату в Гамме. Занятие французами, в конце 1794 г., большей (левобережной) части Клевского герцогства заставило Штейн перейти в Везель. Базельский мир сохранил за французами левобережную часть Клеве. Округ Штейн сильно уменьшился, вследствие чего он получил в свое заведование, с титулом обер-президента, еще палаты Миндена, Равенсберга, Текленбурга и Лингена, т. е. все вестфальские провинции Пруссии. В апреле 1796 г. Гейниц и Штейн уничтожили в графстве Марк внутренние таможни и установили одну таможенную линию на границе, причем был издан новый тариф. Штейн проводил дороги и уничтожал устарелые тормозы торговли, осуществил податную реформу по образцу проведенной им ранее в графстве Марк, содействовал разверстанию общинных угодий, сильно тормозивших успехи земледелия. Последняя мера поставила его лицом к лицу с крестьянским вопросом. На Рейне крестьяне были почти совсем свободны, в Миндене же и Равенсберге, в Текленбурге и Лингене они были по большей части зависимыми (h örige, eigenbehö rige), и основания их зависимости были в большинстве случаев письменно закреплены. В 1797 г. домениальные крестьяне подали просьбу об улучшении их положения королю Фридриху-Вильгельму II. Штейн стоял за крестьян: он отверг предложения чинов 1795 г., расширявшие права землевладельцев, и высказался за личную свободу крестьян, за предоставление им прав полной собственности или, по крайней мере, арендных прав на землю, за выкуп крестьянских повинностей и за общие государственные меры в пользу крестьян (а не за свободное соглашение между крестьянами и отдельными помещиками). Для осуществления этих мер он считал необходимым создание государственной кредитной кассы, но это предложение Штейн не было принято. Фридрих-Вильгельм II провел освобождение домениальных крестьян в Миндене, Равенсберге, Лингене и Текленбурге, и это было первым примером освобождения крестьян в Пруссии. Для крестьян частновладельческих (рыцарских) поместий пока не было ничего сделано: переписка затянулась на несколько лет, и лишь общий указ 1807 г. осуществил освобождение этой категории крестьян. В 1802 г. Штейн был назначен обер-президентом в Мюнстере, присоединенном к Пруссии в вознаграждение за левобережные земли, уступленные Франции. Прусскому правительству предстояла трудная задача — устроить управление вновь присоединенными провинциями, среди которых преобладали земли, находившиеся перед тем в управлении католического духовенства. Штейн защищал при этом интересы местного населения и высказался против французской системы "alles generalisiren", т. е. устанавливать повсюду однообразные порядки.

В 1803 г. создана была новая домениальная палата для Мюнстера, Падерборна, Лингена и Текленбурга. Штейн получил в ней президентство, но сохранил и управление графством Марк. Штейн стоял и здесь за сохранение земских чинов, за соединение в одно ландтагов Мюнстера и Падерборна, Лингена и Текленбурга. Места в ландтаге он желал предоставить всем землевладельцам, получавшим с имения ренту в 500 талеров, так что и более богатые крестьяне получили бы права заседать в ландтаге. Значение ландтагов он определял в это время так: они должны быть средством контроля и осведомления для администрации. Штейн вообще был сторонником средней, умеренной точки зрения: все исторически развившееся и не потерявшее жизнеспособность должно быть сохранено и лишь реформировано соответственно новым потребностям. Он мечтал об оживлении имперского окружного устройства, о проведении на окружных собраниях некоторых общих мер, принятие которых правительствами отдельных государств встречало затруднения (например, устройство сообща некоторых дорог и т. п.). Так называемая "медиатизация" в Нассау побудила Штейн написать герцогу Нассаускому письмо, в котором он высказывается за уничтожение в Германии всех мелких государств и за оставление лишь Пруссии и Австрии, "от существования которых зависит продолжение существования немецкого имени". В 1804 г. Штейн получил в свое ведение, на правах министра, оба департамента генеральной директории, где были сосредоточены финансовые дела. В мае 1805 г. Штейн провел реформу соляного дела, составлявшего правительственную монополию. По предложению Штейн создано было статистическое бюро; затем он задумал реорганизовать банковое дело. Во время третьей коалиции на Штейн лежала обязанность изыскивать средства для покрытия военных издержек. Приходилось прибегать к установлению налога на напитки, к выпуску бумажных денег, к займам. В сентябре 1806 г. Штейн предложил ввести подоходный налог.

Хотя Штейн не был пруссаком, но тогдашние злоключения Пруссии глубоко его огорчали; в поражении Австрии и Пруссии он видел смертельную опасность для всей Германии, его настоящей родины. Близкое знакомство с деятельностью высших прусских правительственных учреждений привело Штейн к мысли о необходимости немедленной реформы. В апреле 1806 г. он написал "Изображение неудовлетворительной организации кабинета и необходимости образования конференции министров". "Пруссия, — говорит он, — не имеет государственного устройства ("Staatsverfassung"); верховная власть не разделена между главой государства и представителями нации; поэтому для нее особенно важно правильное устройство управления ("Regierungsverfassung")". Он восстает против кабинета: между королем и министрами должны установиться прямые сношения, а собрания министров должны быть целесообразно организованы на основании закона. Штейн предлагает учреждение 5 министерств: военного, иностранных дел, внутренних дел ("f ü r allgemeine Landespolizei im ausgedehntesten Sinne des Wortes"), финансов и юстиции. Министры образуют тайный внутренний государственный совет. Советники кабинета не должны делать монарху предложений. Провинциальные министры должны исчезнуть. Гарденберг посоветовал Штейн не подавать королю этой записки. Штейн был членом учрежденного на время войны государственного совета. После поражений при Йене и Ауэрштедте он принимал участие в конференциях по вопросу о перемирии с Наполеоном. Король, оценивший в трудное время способности Штейн, предложил ему портфель министра иностранных дел, освободившийся с удалением Гаугвица, но Штейн отклонил это предложение и рекомендовал Гарденберга. Между тем Штейн настаивал на уничтожении кабинета и удалении некоторых лиц, особенно близких королю — Гаугвица, Ломбарда, Бейме, — влияние которых он считал вредным. Король соглашался лишь отчасти на план Штейн, не хотел отказаться от кабинета, и дело кончилось отставкой Штейн (4 января 1807 г.), причем Фридрих-Вильгельм III написал о нем очень резкий отзыв. Так закончилось первое министерство Штейн Но Штейн был в тогдашней Пруссии слишком крупной личностью; король не мог в трудное время обойтись без него, и уже осенью того же 1807 г. счел необходимым снова призвать его: 5 октября Штейн был опять назначен министром.

Время было для Пруссии крайне тяжелое: Тильзитский мир (см.) отнял у нее половину территории, да сверх того, она должна была заплатить громадную контрибуцию. Первой мерой, опубликованной всего четыре дня спустя после назначения Штейн, был указ 9 октября 1807 г. относительно отмены крепостной зависимости. Он был составлен до Штейн и должен был получить действие лишь в восточных провинциях Пруссии, но Штейн распространил его на всю территорию государства. По мысли Штейн, эта мера должна была поднять популярность правительства и укрепить его. Той же цели должны были служить другие реформы, задуманные Штейн Мотивы важнейших из них выясняются в нассауской записке, написанной в июне 1807 г. и представляющей как бы программу правительственной и реформаторской деятельности Штейн (заглавие записки — "О целесообразном образовании высших и провинциальных финансовых и полицейских учреждений в прусской монархии"). Относительно высших учреждений основные мысли Штейн, изложенные еще в записке 1806 г., были осуществлены в ноябре 1808 г. и сохраняют силу до настоящего времени. Эта реформа имела преимущественно технический характер. Более принципиальное значение имели задуманные Штейном реформы областного управления, завершением которых должно было служить создание центрального народного представительства. В нассауской записке Штейн настаивает на необходимости преобразования областного управления введением самоуправления. Он требует, чтобы в провинциальных правительственных учреждениях принимали участие депутаты от "чинов", которые должны участвовать в ведении провинциальных дел (но не общегосударственных). От такого участия общественных сил Штейн ожидал "оживления общего духа и гражданского чувства, использования дремлющих сил и разбросанных знаний, согласия между духом нации и взглядами государственных учреждений". Наравне с воспитанием народа Штейн имеет в виду укрепление правительства, за которым он сохраняет руководящее значение. В этом сказывается воспитанник эпохи просвещенного абсолютизма. В предложениях Штейн не следует видеть лишь уступки, вызванные почти полным крушением государства: еще раньше, действуя в Вестфалии, Штейн постоянно дорожил участием общественных сил в местных делах и не сочувствовал исключительно бюрократическому управлению. Вся разница в том, что теперь он соглашался дать участию общественных сил гораздо большее значение. В нассауской записке Штейн считал участие населения более уместным на низших ступенях администрации и лишь по отношению к делам местного значения. Позднее Штейн не считал уже нужным ограничивать роль общественных представителей лишь контролем и сообщением сведений правительственным учреждениям: он находил возможным в местных делах предоставить им участие в самом управлении и большую самостоятельность. Такой взгляд проводится Штейн в плане городского самоуправления, в котором он защищает полную свободу города по отношению к местным делам. С некоторыми отступлениями этот план был осуществлен законом 1 9 ноября 1808 г. Были созданы магистраты и думы из гласных, ведавшие городские дела под контролем правительства. Peформа управления сельскими округами не состоялась, как не осуществилось при Штейн и общее народное представительство. Хотя Штейн считал последнее нужным для пробуждения и оживления национального духа, но он ограничивал его значение ролью совещательного учреждения: подачей мнений и правом вносить предложения. Идея представительства, вытекающего из признания народного суверенитета — как она утвердилась во Франции во время революции, — была чужда Штейн Столь же далеко стоял Штейн и от тенденции к безусловному уравнению граждан. Проводя меры, сглаживавшие многие различия между сословиями и предоставлявшие населению большую экономическую свободу, Штейн не был врагом начала сословности: он высоко ценил, например, роль дворянства, как "опоры наследственной монархии". В связи с таким отношением Штейн к исторически сложившимся группам стоит и то, что Штейн был противником разрушения корпоративных связей, какое было проведено во Франции: союзы всякого рода (например, цехи) Штейн ценил как средство политического и морального воспитания людей.

Когда Наполеон понял, что реформы Штейн имели целью усилить Пруссию, подготовить сопротивление французам и потом поднять весь народ против последних, он резко осудил деятельность Штейн в "Мониторе", и Штейн должен был выйти в отставку (24 ноября 1808 г.). В 1809 г. Наполеон конфисковал имения Штейн и объявил его врагом Франции и Рейнского союза; Штейн вынужден был оставить родину и уехал в Россию. Во время похода Наполеона в Россию он снаряжал немецкий легион; потом, когда война была перенесена в Германию, он поставлен был императором Александром I во главе управления отвоеванными у французов немецкими провинциями, но по настоянию австрийцев осенью 1813 г. значение этого "центрального правительственного совета", во главе которого стоял Штейн, было сильно урезано. В 1814 г. Штейн был на конгрессе в Вене, где пользовался большим влиянием, хотя не имел официального положения (см. Венский конгресс). Уже с 1812 г. его очень занимал вопрос о новом устройстве Германии. Взгляды Штейн на будущий строй родины менялись, но основное стремление всегда оставалось то же: добиться прочного объединения, которое создало бы сильную Германию. Воспитанный в уважении к Германской империи, Штейн мечтал об ее восстановлении, но с существенными улучшениями — с усилением представительства, с земскими чинами во всех отдельных государствах, с общими, обеспеченными законом правами для каждого немца. Надежды на осуществление этого плана не было, ввиду сопротивления Австрии; поэтому-то Штейн готов был принять временно или дуализм, т. е. подчинение мелких государств двум крупным (Австрии и Пруссии), или союз, в котором исполнительная власть находилась бы в руках четырех более крупных государств, с представительством от князей и ландтагов. Он соглашался на разные проекты, лишь бы новое устройство усилило его родину и обеспечило ее от возможности повторения того унижения, свидетелем которого был Штейн Созданный Венским конгрессом Германский союз оказался очень далеким от идеала Штейн С другой стороны, и в Пруссии вскоре стала усиливаться реакция против реформ Штейновой эпохи, что закрыло Штейн возможность возвращения к власти. Последние годы жизни Штейн провел в Вестфалии. С 1827 г. он состоял членом прусского государственного совета и был маршалом первого вестфальского ландтага. Умер Штейн 29 июня 1831 г. в Каппенберге, оставив двух дочерей. Об его участии в издании "Monumenta Germaniae historica" — см. соотв. ст.

Ср. Pertz, "Das Leben des Ministers von Stein" (1849—55); его же, "Denkschriften des Ministers Freiherrn vom S. ü ber deutsche Verfassungen" (Б., 1848); Seeley, "Life and times of S."; E. Meier, "Die Reform der Verwaltungsorganisation unter S. und Hardenberg" (Лейпциг, 1881); Alfr. Stern, "Abhandlungen und Aktenst ücke zu r Geschichte der preussischen Reformzeit. 1807—1815" (Лейпциг, 1885); Молчановский, "Цеховая система в Пруссии и реформа цехов при Штейн и Гарденберге"; Р. Виппер, "Государственные идеи Штейн" ("Русская Мысль", 1891, август); Lehmann, "S., Scharnhorst und Sch ön" (1877). Последняя работа: Max Lehmann, "Freiherr von Stein" (I т. доведен до 1807 г., Лейпциг, 1902).

Д. К.

Смотрии так же...