Шлюпбалки

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Ш ША ШВ ШЕ ШЁ ШИ ШК ШЛ ШМ ШН ШО ШП ШР ШТ ШУ ШХ ШЬ ШЭ ШЮ
ШЛА
ШЛЕ
ШЛИ
ШЛО
ШЛЮ
ШЛЯ

Шлюпбалки — две балки на борту судна, к концам которых прикрепляются тали, закладываемые в особые рымы на дне шлюпок для того, чтобы их можно было поднять с воды и поместить на палубе судна. Шлюпбалки употребляются следующих систем: 1) поворотные в виде буквы Г, но с закруглением вместо прямого угла. При спуске и подъеме шлюпок они обращены наружу, так что тали приходятся прямо над шлюпкой; когда последняя подтянута доверху, то заворачивают сперва одну Шлюпбалки, потом другую, и ставят шлюпку на свое место на палубе или на мостике. Неудобство таких Шлюпбалки — медленность подъема и спуска шлюпок из-за заворачивания Шлюпбалки; 2) откидные — двух систем — прямые и S-образные. Первые представляют собой прямые вертикальные Шлюпбалки, имеющие шарнир внизу; обе Шлюпбалки соединены сверху тросом, с оттяжками к носу и корме; тали захватывают у таких Шлюпбалки за оконечности шлюпки и в поднятом виде последняя становится килем на планшир, где и закрепляется по походному. Спуск шлюпок на таких Шлюпбалки происходит скорее, чем на поворотных, но зато конструкция их, дающая балкам работать на изгиб и кручение вместе, удобна лишь для небольших шлюпок. Тип этот имеет несколько вариантов, например тип Леонтьева, употребляющийся в русском военном флоте. Шлюпбалки S-образные имеют, как и предыдущие, также шарнир внизу, но благодаря изгибу могут настолько откинуться вовнутрь, что шлюпка у них помещается в самом изгибе. При этом обе Шлюпбалки помещаются, конечно, ближе друг к другу, чем откидные, а именно на расстоянии около 1/31/4 длины шлюпки от каждой оконечности. Откидывание происходит при помощи винта, который входит в гайку, снабженную штурвалом. Гайка вращается в особом кольце, укрепленном на фальшборте судна; при помощи штурвала винт двигается в ту или другую сторону, откидывая или притягивая Шлюпбалки на место. Имеются также и другие системы, например на миноносцах (где откидывание производится особым приспособлением вроде талрепа) и т. д. Такие Шлюпбалки могут поднимать весьма большие шлюпки — например минные катера (до 14 тонн веса), хотя конструкция их несколько громоздка. Существуют также и другие системы Шлюпбалки, но уже весьма редко встречающиеся (например, в виде кранов с тележкой и т.д.).

Ср. Гозе, "Руководство к кораблестроению", и другие сочинения по кораблестроению (см. Судостроение).

Р. Л—н.

Смотрии так же...