Шеллер, Александр Константинович

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Ш ША ШВ ШЕ ШЁ ШИ ШК ШЛ ШМ ШН ШО ШП ШР ШТ ШУ ШХ ШЬ ШЭ ШЮ
ШЕА
ШЕБ
ШЕВ
ШЕГ
ШЕД
ШЕЕ
ШЕЗ
ШЕИ
ШЕЙ
ШЕК
ШЕЛ
ШЕМ
ШЕН
ШЕО
ШЕП
ШЕР
ШЕС
ШЕТ
ШЕУ
ШЕФ
ШЕХ
ШЕШ
ШЕЯ

Шеллер, Александр Константинович (писавший под псевдонимом А. Михайлов) — известный беллетрист; род. 30 июля 1838 г. в С.-Петербурге. Его отец был крестьянин-эстонец, получивший образование в театральном училище и служивший сперва в театральном оркестре, а затем исполнявший должность придворного служителя; мать происходила из аристократического рода Адамовичей, и в воспитании будущего писателя рано столкнулись аристократические традиции матери и бабушки с тем, что внушал ему отец. После первоначального домашнего обучения Шеллер был помещен в немецкую Анненскую школу, а затем в 1857 г. поступил вольнослушателем в спб. университет, в котором пробыл до 1861 г., до известной студенческой истории. Выйдя из университета, Шеллер продолжал свое образование самостоятельным изучением социальных вопросов. Увлекшись одно время педагогией, он основал школу для бедных, в которой дети получали первоначальное образование за плату в 30-60 коп. в месяц, а для взрослых читались по субботам лекции по географии, истории и т. п. Школа имела успех, но в 1863 г. пришлось, по не зависящим от Шеллер обстоятельствам, закрыть ее. После этого Шеллер поехал за границу, с целью собирания материалов для своих работ о пролетариате во Франции и об ассоциациях. К этому времени относится начало его сотрудничества в "Современнике", хотя вообще его литературная деятельность началась в 1859 г., когда он стал помещать, с подписью А. Релеш, фельетоны в журнале Плюшара "Весельчак ", под заглавием "Мои беседы". Дебютировал Шеллер в "Современнике" стихотворением, помещенным в № 10 за 1863 г., а в следующем году в том же журнале был напечатан (в №№ 2 и 3) роман "Гнилые болота", встреченный критикой весьма сочувственно. В 1864 г. там же были помещены некоторые новые стихотворения Шеллер и большой роман "Жизнь Шупова, его родных и знакомых". И этот роман, и "Гнилые болота" представляют собой своего рода автобиографию Шеллер, но имеют и несомненные художественные достоинства. В 1865 г. Шеллер переходит в "Русское Слово"; когда этот журнал был закрыт, он в течение 1866-67 гг. помещает свои стихотворения и повести в "Женском Вестнике", а с конца 1867 г. становится постоянным сотрудником "Дела". Тут и в "Неделе" он печатает ряд стихотворений переводных (из Петефи, Шерра, Шамиссо, Фрейлиграта, Барри Корнуэля, Эдгара По, Коппе) и оригинальных, социологические и политические этюды и исследования ("Очерки из истории рабочего сословия во Франции", "Неделя", 1868; "Жилища рабочих", "Дело", 1870; "Производительные ассоциации", ib.; "Первоначальное образование во Франции", ib., 1871; "Политические права и экономическая неурядица", ib., 1872; "Первоначальное образование в Пруссии, Швейцарии и Соединенных Штатах", ib., 1873; "Основы народного образования в России", 1874 и др.) и большинство своих повестей и романов ("Господа Обносковы", 1868; "Вразброд", 1869; "Лес рубят — щепки летят", 1871; "Старые гнезда", 1875; "Хлеба и зрелищ", 1876; "Беспечальное житье", 1877 и др.). Участие Шеллер в "Русском Слове", "Деле" и "Неделе" было не только простым сотрудничеством, но и редактированием, общим или по отделам. С 1877 г. Шеллер принял на себя редакцию журнала "Живописное Обозрение", а с 1893 г. — и газеты "Сын Отечества", при издательстве Добродеева. В этих изданиях, а также в "Русском Богатстве", "Северном Вестнике" он печатал ряд своих новых беллетристических произведений ("Непрошеный гость", 1883; "Молотом и золотом", 1884; "Победители", 1889; "Ртищев", 1890; "Загубленная жизнь", 1891; "Конец Бирюковской дачи", 1893 и др.), не оставляя также занятий и общественными вопросами ("Революционный анабаптизм", "Икария", "Смутное время анабаптизма", "Русская Мысль", 1886). В 1895 г. было издано полное собрание сочинений Шеллер в 15 томах (в это собрание не вошли статьи Шеллер об ассоциациях и многие его стихотворения). Беспрерывная журнальная работа, тянувшаяся почти 35 лет, окончательно надорвала силы Шеллер С 1895 г. у него начинает развиваться склероз артерий, сведший Шеллер в могилу 21 ноября 1900 г.

Обращаясь к оценке литературной деятельности Шеллер, приходится останавливаться главным образом на романах первых годов его сотрудничества в "Современнике" и "Деле". В этих романах выразился весь Шеллер, со своими крупными достоинствами и, пожалуй, столь же крупными недостатками: с одной стороны писатель обнаруживал несомненный талант, далеко не заурядное образование, серьезное направление мысли, так что виден был в нем хороший представитель идеализма 60-х годов; с другой стороны невольно бросалась в глаза какая-то надуманность, деланность его произведений, которые часто вызывали впечатление отрицательное, как писания по трафарету. Молодежь зачитывалась повестями и романами Шеллер и в то время, когда они печатались в журналах, и когда они выходили отдельными изданиями; Шеллер популяризировал в беллетристической форме те идеи, которые проводились публицистикой и критикой 60-х годов, и трудно отрицать его благотворное влияние на читающую публику в десятилетия, следовавшие за эпохой реформ. Тем не менее даже критика одного лагеря с Шеллер находила в его романах какую-то фальшь, происходившую оттого, что автор подгонял жизнь под известные идеи, и вместо реализма, который им проповедовался, являлось какое-то "сентиментальное прекраснодушие", творившее по раз установленным шаблонам. А. М. Скабичевский указал, что в романах Шеллер постоянно встречаются некоторые определенные типы: " герой и героиня романа, представляющие лучезарное сияние прогресса и совершенств нравственных, умственных и физических; злодей романа — высокий смуглый мужчина с оловянными, леденящими глазами и насупленными бровями; помещик — практик с большими связями, консерватор и деспот, который разлучает влюбленных друг в друга дворовых, вгоняет в гроб жену и чуть не засекает розгами героя романа; злодейка романа — бабушка или тетушка, с княжеским гербом на карете, занятая вечно своей родословной, бредящая светскими приличиями и презирающая чернь; петербургская кумушка, светский шалопай и т. д.". Шаблон, встречающийся в произведениях Шеллер, можно объяснить влиянием идей 60-х годов, а отчасти влиянием английских романов Диккенса или Теккерея. публицистическая тенденция романов и повестей Шеллер — одна из главнейших причин, по которым этого писателя уже начинают забывать, однако нельзя не сказать, что идеализм Шеллер, его нравственная чистота, его стремления к общественному прогрессу не могут не вызывать сочувствия и в наше время. Что касается социологических очерков Шеллер, то их можно считать хорошей популяризацией данных европейской науки.

См. Фаресов, "Александр Константинович Шеллер-Михайлов" (СПб., 1901); Скабичевский, "Сочинения" (т. I); его же, "История новой русской литературы"; "Литературный Вестник", 1901, №№ 2 и 8, 1902, № 7 (статьи Городецкого, Бахтина, Дилакторского и Альбицкого).

А. Б-ин.

Смотрии так же...