Форма, в музыке

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Ф ФА ФЕ ФИ ФЛ ФО ФР ФТ ФУ ФЫ ФЬ ФЭ ФЮ
ФОВ
ФОГ
ФОД
ФОЖ
ФОЙ
ФОК
ФОЛ
ФОМ
ФОН
ФОП
ФОР
ФОС
ФОТ
ФОУ
ФОФ
ФОХ
ФОЧ
ФОШ
ФОЯ

Форма, в музыке — строение музыкального сочинения, имеющее в основе пропорциональность частей и симметрию. В музыкальной архитектонике установились следующие Форма: предложение (см.), период (см.), двух- и трехколенный склады (см. Колено). Все эти Форма имеют еще название песни и составляют разряд простейших Форма, к которому относится также Форма песни с трио, т. е. сопоставление двух коленных складов, из которых второй и называется трио. За вторым идет повторение первого коленного склада. Если в этом повторении нет перемен, то первая песнь не выписывается, а заменяется словом da capo. По окончании повторенной первой песни следует кода (см.). У старинных композиторов трио писалось трехголосным, но впоследствии на число голосов в трио композиторы перестали обращать внимание. В позднейшее время сложилась еще Форма песни с двумя трио следующего построения: песнь, первое трио, повторение песни, второе трио, повторение песни, кода. В Форма песни с трио как песнь, так и трио должны иметь отдельное самостоятельное тематическое содержание. Более выработанный и менее механический характер представляют Форма рондо, сонатная Форма, сонатинная, Форма фантазии, Форма вариации. Есть еще Форма смешанные, в которых одна Форма находится под влиянием другой. Форма, отступающая от установившегося строения, находится под влиянием фантазии. Все эти Форма называются гомофоническими. К полифоническим Форма относятся фигурация хорала, имитация, канон, фуга. Все эти Форма, как гомофонические, так и полифонические, применяются в сочинениях инструментальных и вокальных. Инструментальные сочинения или Форма для одного или многих инструментов следующие: ноктюрн, баркарола, песнь без слов, прелюдия, интермеццо, скерцо, этюд, токката, каприччио, фантазия, тема с вариациями, транскрипция, парафраз, рапсодия, рондо, танцы общественные — вальс полька, кадриль и пр., национальные или характерные итальянские — жига, романеска, тарантелла, салтарелла, сицилиана, форлана, павана, испанские — фанданго, сарабанда, болеро, французские — менуэт, пассепье, бурре, гавот, шаконна, куранто, рондо, польские — полонез, мазурка, полька-мазурка, краковяк, немецкие — вальс, аллеманд, галоп, венгерские — чардаш, восточные — лезгинка, малороссийские — казачок, балет. К военной музыке относятся марши церемониальный, похоронный, скорый, беглый. Соединение нескольких инструментальных пьес в одно целое носит название сюиты, партиты, серенады, сонаты, сонатины, дуэта, трио, квартета, квинтета, секстета, октета (инструментальные), симфонии, сюиты для оркестра, для которого пишутся и отдельные самостоятельные пьесы: увертюры, симфонические поэмы, антракты. Кроме того, для соло и оркестра пишутся концерты. В области церковной музыки сложилась целая литература для органа, к которой относятся хоралы, фигурованные хоралы, каноны, фуги, токкаты, прелюдии, фантазии, сонаты. К вокальным Форма относятся: речитатив, песнь, романс, ария, ариэтта, каватина, баллада, кантата, дуэт, трио, квартет, секстет, ансамбль (соединение пения солистов с хором). Хоровые Форма: фигурация хорала, фуга, мотет, псалом, кантата, оратория, месса, месса-реквием, гимн, хорал, опера.

Н. С.

Смотрии так же...