Фециалы

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Ф ФА ФЕ ФИ ФЛ ФО ФР ФТ ФУ ФЫ ФЬ ФЭ ФЮ
ФЕА
ФЕБ
ФЕВ
ФЕГ
ФЕД
ФЕЕ
ФЕЖ
ФЕЗ
ФЕЙ
ФЕК
ФЕЛ
ФЕМ
ФЕН
ФЕО
ФЕР
ФЕС
ФЕТ
ФЕХ
ФЕЦ
ФЕШ
ФЕЭ

Фециалы (fetiales) — древнеримская жреческая коллегия (sodalitas), состоявшая из 20 пожизненных членов, избиравшихся путем кооптации, и занимавшая в ряду римских жречеств по значению и рангу первое место после четырех главнейших жреческих коллегий (Sacerdotum quatuor amplissima collegia = pontifices, augures, II или X или XV-viri sacris faciundis и epulones). Учреждение коллегии приписывали Нуме Помпилию (также Туллу Гостилию и Анку Марцию). Первоначально они кооптировались из патрициев. На обязанности Фециалы лежало блюсти и применять особую область сакрального права — так наз. ius fetiale, которым определялась формальная сторона правовых актов, санкционирующих нарушение, восстановление и закрепление международных отношений (объявление войны, требование и дачу удовлетворения, заключение мира и договора). Фециалы были как бы посредниками между богами, с одной стороны, и контрагентами — с другой; они отвечали за правоту и законность актов, определявших международные отношения. Как посредники, они приводили в исполнение лишь предначертания государства (царя или сената), по поручению которого они действовали; в этом смысле они назывались publici nuntii populi Romani. Коллегиально они выступали лишь в тех случаях, когда надо было высказать на запрос магистрата мнение по предмету вверенного им фециального права (напр. о выдаче лиц, обвиняемых в оскорблении послов, о порядке объявления войны при данных условиях и т. п.). При исполнении обязанностей сакральных депутатов Фециалы снаряжались в каждом отдельном случае по двое; из них один (verbenarius) нес пучок набранных на Капитолии трав (sagmina), как символ неприкосновенности послов, а другой (pater patratus), в жреческом одеянии, с жезлом и священным кремнем, взятыми из храма Юпитера Феретрия (эти священные предметы назывались vasa), вел переговоры и исполнял установленные обряды. Verbenarius принимал от подлежащей власти (царя, консула, претора) полномочие на исполнение поручения и, получив sagmina, касался ими головы и волос своего коллеги, который по исполнении этого акта становился pater patratus. Договор (foedus) заключался в присутствии полководцев и войск, при посредстве patres patrati обеих сторон (этот порядок практиковался при заключении договоров только с италийцами, так как институт Фециалы существовал лишь в Италии); каждый pater patratus по прочтении текста договора торжественно заявлял, что его народ будет свято соблюдать принятые на себя условия, призывал богов в свидетели клятвы и в знак ее непреложности убивал кремнем свинью, приговаривая, что подобно тому, как он умерщвляет теперь жертвенное животное, так и Юпитер поразит впоследствии нарушителей договора (ср. Федеративные общины у древних римлян). В случаях нарушения договора одной из сторон Фециалы оскорбленной стороны по поручению государства отправлялись к нарушителям договора требовать удовлетворения (res repetere); pater patratus клятвой подтверждал правоту своего требования, призывая богов в свидетели своих слов и повторяя несколько раз (при вступлении на неприятельскую землю, при встрече с отдельными ее гражданами, у городских ворот и, наконец, перед народом на городской площади) формулу clarigatio (= требование удовлетворения). Если противная сторона соглашалась дать удовлетворение, то pater patratus народа, нарушившего договор, выдавал виновных или возмещал причиненный ущерб; в случае отказа pater patratus требующей удовлетворения стороны по истечении известного времени (от 10 до 30 дней), в которое предоставлялось нарушителям договора обдумать свои действия, вторично призывал богов в свидетели попранной клятвы и в случае окончательного отказа возвращался на родину, где по его докладу ставился на обсуждение вопрос об объявлении войны. Если объявлялась война, то до открытия военных действий pater patratus отправлялся к границе неприятельской территории и в присутствии по крайней мере трех совершеннолетних свидетелей бросал омоченное кровью копье в неприятельскую землю, произнося при этом формулу объявления войны (ср. Т. Livius, I, 32, 13). Когда театр военных действий по мере развития римского государства стал переходить в отдаленные страны и за море, где у неприятелей не было соответствующего римскому сакрального учреждения, деятельность Фециалы мало-помалу сузилась. Так, с первой половины III в. до Рождества Христова обязанности послов для переговоров об удовлетворении возлагались на особых назначавшихся сенатом уполномоченных (legati). Дольше всего сохранялись функции Фециалы, связанные с заключением договоров и объявлением войны, но объявление войны позднее уже не требовало отъезда Фециалы на неприятельскую границу, а происходило близ храма Беллоны у Фламиниева цирка. Здесь находился небольшой клочок земли, который в силу правовой фикции был раз навсегда признан неприятельской территорией), и pater patratus бросал туда свое копье от пограничного камня. Таким порядком были объявлены войны Октавианом — Клеопатре (32 г. до Рождества Христова), Марком Аврелием — маркоманнам (178 г. от Рождества Христова); Клавдий в Риме заключал даже договоры с иноземными царями. В императорский период в роли pater patratus выступали императоры. Ср. Conrad, "De fecialibus et iure feciali populi Romani" (Гельмстадт, 1734); Weiss, "Le droit f étial et les Fé tiaux а Rome" (П., 1883); Marquardt, "Rö mische Staatsverwaltung" (III т., Лпц., 1885); Wissowa, "Religion und Kultus der R ö mer" (Мюнхен, 1902, V т., 4 отдел "Handbuch der Klassischen Altertumswissenschaft", Iw. M üller'a).

Н. О.

Смотрии так же...