Фехтование*

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).
https://avtoroom.ru/vykup-avto/ срочный выкуп автомобилей выкуп авто.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Ф ФА ФЕ ФИ ФЛ ФО ФР ФТ ФУ ФЫ ФЬ ФЭ ФЮ
ФЕА
ФЕБ
ФЕВ
ФЕГ
ФЕД
ФЕЕ
ФЕЖ
ФЕЗ
ФЕЙ
ФЕК
ФЕЛ
ФЕМ
ФЕН
ФЕО
ФЕР
ФЕС
ФЕТ
ФЕХ
ФЕЦ
ФЕШ
ФЕЭ

Фехтование* (нем. Fechtkunst, франц. escrime, от итал. schermire, защищаться) — искусство действовать холодным оружием (шпага, сабля, шашка, штык, пика). Хотя оружие употреблялось уже в древнейшие времена, но тогда оно находилось в таком младенчестве, что о каком-либо искусстве и правилах действия не могло быть и речи; это видно, напр., из описания Гомером единоборств Гектора с Аяксом и Ахиллом, во время которых бойцы встречали удары только щитами. В бою имели тогда значение не искусство, а сила и отвага. Хотя некоторые писатели (Капоферро) и говорят, что обычай ратоборства получил начало в Ассирии, а оттуда перешел к персам и грекам, но это едва ли верно: Фехтование* как искусство впервые появилось у римлян, у греков же оно имело небольшое значение; среди них процветала, главным образом, стрельба из лука, состязание в которой производилось и на Олимпийских играх, тогда как о Фехтование* на них не упоминается. Все настоящие и бывшие школы Фехтование* считают своей родоначальницей римскую школу, появившуюся в конце республиканского периода, когда Фехтование* начали обучать рабов в гладиаторских школах. Первым известным учителем Фехтование* был консул Рутилий (за 105 лет до Рождества Христова). Юлий Цезарь, готовясь к борьбе с Помпеем, приказал научить Фехтование* своих милиционеров и сам выработал правила фехтования; с этих пор оно было хорошо поставлено в римских легионах. Рапира — главное фехтовальное оружие — была изобретена при Нероне; Марк Аврелий вооружил ею гладиаторов, выпускаемых на арену. Дальнейшему распространению фехтовальн. искусства служили в средние века рыцарские турниры, а затем право носить оружие, полученное и горожанами. В Германии образовались особые фехтовальные союзы; первым из них был союз св. Марка, основанный в 1487 г. во Франкфурте-на-Майне; все последующие имели одинаковые фехтовальные приемы и корпоративные законы, так как всякий, желавший открыть фехт. школу, должен был выдержать публичное испытание и вступить в братство св. Марка. Затем появляются союзы странствующих фехтовальщиков, так назыв. рубак, которые показывали свое искусство за деньги на ярмарках. В Германии предпочитали рубящее оружие, главным образом мечи; в Италии фехтовали почти исключительно на шпагах, заимствованных из Испании. Несмотря на общераспространенность фехтования на Западе, до конца XV ст. оно преподавалось только практически и никаких письменных правил для него не было издано; первые такие правила были составлены в 1474 г. Жаком Понцом и Петром Торресом, затем руководства стали весьма многочисленны, потому что Фехтование* на шпагах было обязательным в итальянских университетах; из них оно было перенесено студентами в Германию и Францию, где весьма быстро привилось, чему особенно способствовало ношение дворянами шпаги как знака их достоинства. В это же время городские фехтовальные союзы исчезают, уступая место обществам стрелков, и Фехтование* остается только, как необходимый предмет воспитания дворян, в университетах, в военно-учебных заведениях и в войсках. При университетах основываются школы Фехтование*; первой из них была школа в Иене (1618), в ней преподавалось Фехтование* исключительно на шпагах, и скоро она стала известна не только во всей Германии, но и за границей. Шпага осталась до настоящего времени любимым оружием на юге Европы, особенно во Франции; в Германии же, продолжая учиться Фехтование* на рапирах (шпагах), с 1843 г. (в Иене) перешли к дуэлям на эспадронах как более безопасном оружии. Флорио, один из выдающихся учителей Фехтование*, в своей речи "О пользе Фехтование*" (1828) отдает решительное предпочтение шпаге, но его утверждение, что бой на саблях неправилен, ошибочно; теперь во всех армиях прекрасно поставлено Фехтование* на этом оружии. С XVII стол. во Франции начали фехтовать в армии на штыках; это Фехтование* скоро было заимствовано в германскую, австрийскую и шведскую армии. Вооружение некоторых частей пиками, заимствованными с Востока, повело за собой Фехтование* и на них. Вообще Фехтование* возможно — и практиковалось — на любом холодном оружии, даже на кинжалах (наваха в Испании). В Россию Фехтование* перешло с Запада вместе с иноземным строем и было первоначально только одним из воинских упражнений. С основанием в XVIII столетии военно-учебных заведений Фехтование* входит в их программу, а подражание иностранцам заставляет и наше дворянство учиться фехтовальному искусству. Сначала все фехтовальные учителя были иностранцы; только с самого конца XVIII стол. преподавателем фехтования почти во всех учебных заведениях Петербурга стал знаменитый впоследствии И. Е. Сивербрик. Мы заимствовали фехтовальные приемы от французов и их школа преобладает у нас до настоящего времени. Другая главная школа — итальянская — отличается большей простотой. Теперь наиболее употребительно фехтование по системе так называемой jeu mixte, удержавшее и некоторые приемы старой школы.

Фехтование* имеет значение хорошего гимнастического упражнения, которое, развивая физически, вырабатывает смелость, решимость, находчивость и презрение к физической боли; вместе с тем оно приучает к умелому обращению с холодным оружием; поэтому Фехтование* входит в обучение войск. Обучение Фехтование* или рубке (если употребляется рубящее оружие) распадается на два отдела: 3) подготовительный — обучение фехтовальным приемам и 2) боя на 2 стороны или вольного боя с противником (ассо). Искусство фехтования состоит в уменье поразить противника, нанести ему лишающие его возможности действовать удары и защитить себя от его ударов. В основу обучения кладется правильное положение корпуса (стойка) и уменье держать оружие. Основным должно быть признано Фехтование* на рапирах, потому что оно приучает к мелким и быстрым движениям и хорошо дисциплинирует руку; после него легко научиться владеть любым оружием, потому что наносить размашистые удары и защищаться от них легче, чем от мелких. Рапира заменяет собой шпагу и состоит из эфеса и клинка; ближайшая к эфесу половина клинка называется сильной (оборонительной) и служит для защиты, остальная половина слабая (наступательная), служит для ударов. Рапира держится так, что большой палец находится на обороте рукоятки, остальные пальцы, сомкнутые, но не сжатые, поддерживают рукоять и управляют ею; рука имеет только три положения: ногти кверху (quarte), ногти вниз (tierce), ногти вбок (moyenne); последнее положение нормальное, оно должно быть принято с самого начала Фехтование*

1. Положение — moyenne.

2. Положение — tierce.F

3. Положениe — quarte.

Взяв рапиру, надо стать в позицию ан-гард (en-garde; табл. ф. 1); правая рука согнута в локте, чтобы кисть приходилась на высоте плеча, а конец рапиры против глаза противника, ноги согнуты в коленах и раздвинуты на два следа (шага ит.), каблуки под прямым углом, корпус по возможности опирается на одну левую ногу (обе — ит.) и сохраняет прямое положение, левая рука поднята и согнута в локте так, чтобы ладонь, повернутая наружу, приходилась несколько выше головы.

ФЕХТОВАНИЕ. 1. Позиция ан-гард. 2. Прямой удар с выпадом. 3. Кварта. 4. Терс. 5. Секунда. 6. Полукруг. 7. Фланконада (боковое нападение). 8. Дегаже и прямой удар.

Движения в этом положении вперед, назад и выпад (табл. фиг. 2), т. е. быстрая передача всего корпуса на выдвинутую вперед на 4 следа (сколько можно — ит.), согнутую правую ногу и одновременное вытягивание правой руки, ногти вверх, нанесение укола, должны быть совершенно свободны. Затем усваиваются предварительные приемы: удары (нападения, штоссы) и защиты (парады, отбои). Итальянская школа знает только 4 простых парада (кварта табл. фиг. 3, терс фиг. 4, секунда фиг. 5 и полукруг, фиг. 6), во французской же сохранились и старые парады (прима, квинта и т. д.); сложные парады состоят из комбинации простых, таковы кварта и терц или, наоборот, и кварта с кругом. Обыкновенные парады больше всего развивают кисть руки, мягкость и подвижность которой необходимое условие Фехтование*; при защитах надо стараться заставить шпагу противника лечь в положение терца. Ударов во французской школе также больше, чем в итальянской, и они также делятся на простые и сложные; к первым принадлежат прямой удар с выпадом (фиг. 2), боковое нападение (фланконада; фиг. 7), под руку противника и т. д.; сложные удары состоят в обманах, т. е. намерении нанести один удар и нанесении другого, например, поворот направо и удар вперед, батман, т. е. удар по рапире и укол вслед за тем. Чтобы вывести рапиру противника из линии прямого удара, делается прием ангаже, состоящий в переносе своего клинка под клинком противника и приложении своей сильной части к его слабой; для нанесения прямого удара делается дегаже, т. е. перенесение своего клинка на другую сторону клинка противника и затем удар.

После усвоения приготовительных приемов переходят к бою между двумя (на две стороны), по командам, а затем и к вольному бою (ассо). При этом надо быть все время в мере, т. е. иметь возможность, не сдвигая с места левой ноги, колоть противника. Все время боя надо наблюдать за оппозиционной линией, которой называется прикрытие себя таким образом, чтобы конец шпаги противника приходился все время вне линии тела, для этого надо действовать кистью, не разжимая руки, чтобы конец шпаги приходился на высоте груди противника; рука в положении, близком к терцу или кварту, но отнюдь не в этих положениях. Чтобы отбить после нападения удар противника, надо встать снова в ан-гард; итальянцы отбивают и до этого и имеют в этом преимущество перед французами. Секрет Фехтование* состоит в чувстве шпаги, т. е. умении предугадывать движения противника, умении обмануть его и своевременно нанести ему удар. На обман противника отвечают немедленно, чтобы не дать ему возможности нанести настоящий удар. Отбивать надо, подаваясь вперед, чтобы контрудар был верен. Нападение на противника может быть сделано как просто с места, так вместе с другими действиями и движением вперед. Каждая страна имеет свои отличия в приемах Фехтование*; наиболее разнятся французская и итальянская школы, вторая отличается вообще большей подвижностью руки и всего корпуса и большей энергией выпада. Начальные правила Фехтование* на эспадронах (сабли, шашки, палаши) в общем сходны с правилами Фехтование* на рапирах; разница заключается в характере ударов, которые наносятся главным образом кругообразным движением руки. Поэтому прежде всего упражняются в так назыв. мулине, т. е. кругообразном движении эспадрона, с целью развязать руку в кисти (франц. школа) или от локтя с неподвижной кистью (итальянск.). Парадов при Фехтование* на эспадронах всего пять: кварт — защита левой руки, терс — правой, прим — левых бока и ноги, секонд — правых бока и ноги, и парад головы (у французов — один, у итальянцев два — справа и слева). В настоящее время левая рука не принимает никакого участия в Фехтование* (кроме случаев Фехтование* левой рукой); она только балансирует корпус и придает ему красоту. Прежде, до выработки твердых правил, в фехт. школах допускалось схватить левой рукой шпагу противника и колоть его своей; в настоящее время такой прием применяется только при защите саблей (эспадроном) против ружья со штыком. В настоящее время пользу Фехтование* сознают везде, и оно распространено за границей, особенно во Франции, как в войсках, так и в учебных заведениях и среди частных лиц. У нас Фехтование* среди невоенных вследствие почти полного отсутствия преподавания его в учебных заведениях встречает весьма мало любителей. Из учебных заведений Фехтование* преподается обязательно только в училище правоведения и лицее, необязательно — во многих частных учебных заведениях и немногих казенных. Фехтование* преподается и поставлено хорошо во всех военно-учебных заведениях, где, кроме боя на присвоенном оружии, для всех обязательно Фехтование* на рапирах и эспадронах и ежегодно устраиваются состязания на призы. В войсках уставами строевой службы соответственных родов оружия Фехтование* введено как обязательное в пехотных войсках — на ружьях, в кавалерии и артиллерии — на шашках; в этих же уставах изложены и правила обучения Фехтование* Для усовершенствования в фехтовании офицеры могут посещать бесплатно офицерские фехтовально-гимнастические залы, из которых особенно хорошо оборудованы залы в Петербурге и Варшаве. В Варшавском военном округе практикуется обязательное командирование офицеров и нижних чинов от кавалерийских полков в этот зал для усовершенствования. В видах поощрения занятий Фехтование* ежегодно устраиваются в фехтовальных залах состязания на императорские призы; получившие их носят особое украшение на своем оружии. Для нижних чинов в войсках также устраиваются фехтовальные состязания на призы. Ср. Сивербрик (отец и сын), "Школа древнего Фехтование* на шпагах и палашах"; Е. Сивербрик, "Руководство к изучению правил Фехтование* на рапирах и эспадронах"; Г. Бленджини, "Иллюстрированная школа новейшего Фехтование* на шпагах и саблях" (СПб., 1880); Соколов, "Курс фехтовального искусства"; Глебович, "Фехтование на эспадронах"; von Dresky, "Anleitung zum Fechten mit dem Stossdegen fur Offiziere und militä r. Bildungsanstalten" (Берл., 1891); Montag, "Neue praktische Fechtschule auf Hieb und Stoss" (3-е изд. Лпц., 1884); Ristow, "Die moderne Fechtkunst" (Прага, 1896); Barbaseti, "Das S ä belfechten" (Вена, 1898); его же, "Das Stossfechten" (1900); Thimm, "A complete bibliography of fencing and duelling" (1896).Французская и итальянская литература подробн. указаны у. Бленджини.

А. Н.

Смотрии так же...