Феопомп, древнегреческий историк

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Ф ФА ФЕ ФИ ФЛ ФО ФР ФТ ФУ ФЫ ФЬ ФЭ ФЮ
ФЕА
ФЕБ
ФЕВ
ФЕГ
ФЕД
ФЕЕ
ФЕЖ
ФЕЗ
ФЕЙ
ФЕК
ФЕЛ
ФЕМ
ФЕН
ФЕО
ФЕР
ФЕС
ФЕТ
ФЕХ
ФЕЦ
ФЕШ
ФЕЭ

Феопомп, древнегреческий историк (Θεόπομπος, Theopompus) — известный историк, современник Эфора. Родился около 380 г. до Рождества Христова на острове Хиосе. Отец его Дамасистрат, приверженец аристократической партии, в 377 г. был изгнан демократами, после того как Хиос примкнул ко второму афинскому союзу, и переселился вместе с сыном Афины. Проведя большую половину жизни на чужбине в скитаниях, Феопомп лишь около 335 г., при посредстве Александра Македонского, получил возможность вернуться на родной остров, где вновь вступил в борьбу с представителем демократии Феокритом. По смерти Александра Феопомп снова был осужден на изгнание, жил некоторое время в Ефесе и умер в Египте, где Птолемей неохотно дал ему убежище. В бытность свою в Афинах Феопомп изучил ораторское искусство под руководством Исократа и приобрел славу выдающегося оратора, собрав вместе с тем обильный материал для своих исторических трудов. В качестве оратора он разъезжал по различным городам эллинского мира, выступая на состязаниях в ораторском искусстве. В области историографии Феопомп принадлежали: Греческая история (Hellenicа) в 12 книгах, обнимавшая события с 410 по 394 г. (до Книдской битвы) и продолжавшая исторический труд Фукидида, и История Филиппа II Македонского (Philippicа), в 58 книгах; здесь дан обзор событий эпохи Филиппа II (362—336 гг.), занимавшего в труде Феопомп центральное место. Три книги этого последнего труда были посвящены истории Сицилии, один отдел — характеристике воинской демагогии, один отдел — чудесным сказаниям. С именем Феопомп было известно в древности еще сжатое изложение Геродотовской истории, в двух книгах. Все исторические труды Феопомп составляли 72 книги, из которых до нашего времени дошли лишь отрывки и извлечения, собранные в издании Мюллера "Fragmenta historicorum Graecorum" (т. I, стр. 278 — 338, и IV, 643 — 645) и Вихерса ("T h eopompi fragmenta", Лейден,1829). Сверх того до нас дошло сокращенное изложение истории Филиппа на латинском языке, принадлежащее Юстину, который пользовался этим трудом Феопомп в латинской обработке Трога Помпея. Феопомп принадлежал в древности к числу наиболее читаемых авторов и первоклассных исследователей. Риторические приемы и страстный тон, которые Феопомп вносил в изложениe, придавали труду его большие внешние достоинства; интерес чтения усугублялся мастерским описанием положений и характеров действующих лиц, а также обилием анекдотов. Нердко Феопомп прибегал к злословию, не только по адресу своих врагов (демагогов), но и героев (напр. Филиппа), хотя, выставляя открыто пороки и недостатки действующих лиц, он руководился стремлением выдвинуть психологический элемент личностей и событий. К недостаткам его труда следует отнести большое авторское самомнение. Полибий порицал в Феопомп пристрастие в обрисовке нравственного облика действующих лиц и недостаточное знакомство с военным делом, а Плутарх — длинноту речей, замедлявших ход изложения. Несмотря на эти недостатки, Феопомп много читали и им много пользовались. Филипп III Македонский сделал извлечение из Филиппик в 16 книгах, сгруппировав в одно целое историю собственно Филиппа II; Плутарх пользовался историческими трудами Феопомп для характеристики афинсках деятелей V века; парадоксографы и собиратели анекдотов (Афиней и др.) делали из сочинений Феопомп обильные извлечения. Ораторские речи Феопомп заключали, по его словам, не менее 20000 строк и составляли 1/8 всего написанного им. Кроме упомянутых произведений, в древности были известны панегирики Феопомп Филиппу и Александру и письма к Александру (Χιακά — Хиосские письма, которые Феопомп писал своему покровителю по возвращении в 335 г. на родину). Хотя древность и ставила Феопомп весьма высоко, как оратора, писателя и историка, так что произведения его и Эфора читались охотнее, чем произведения Геродота и Фукидида, однако в блеске и совершенстве софистической техники Феопомп нельзя не видеть признаков упадка греческой мысли, приближающегося к веяниям и вкусам Александрийской эпохи. Ср. Hachtmann, "De Theopompi vita et scriptis" (Детмольд, 1872, прогр.); B ü nger, "Theopompea" (Страсбург, 1874); Dellios, "Zur Kritik des Geschichtsschreibers Theopompos" (Йена, 1880, дисс.); Croiset, "Histoire de la litt é rature grecque" (т. IV, П., 1895, стр. 662 — 674); Blass, "Die attische Beredsamkeit" (II т., Лпц., 1887, 2 изд.); Riese, "Der historiker Theopompos" (в "Fleckeisens Jahrb.", 1870, стр. 670); статьи о Феопомп в "Eheinisches Museum — Hirzel'я" (1892, стр. 359 и след.) и Rohde (189 3, стр. 110 и след.); Бузескул, "Введение в историю Греции" (Харьков, 1904, 2-е изд.).

Н. О.

Смотрии так же...