Феодосий I Великий

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Ф ФА ФЕ ФИ ФЛ ФО ФР ФТ ФУ ФЫ ФЬ ФЭ ФЮ
ФЕА
ФЕБ
ФЕВ
ФЕГ
ФЕД
ФЕЕ
ФЕЖ
ФЕЗ
ФЕЙ
ФЕК
ФЕЛ
ФЕМ
ФЕН
ФЕО
ФЕР
ФЕС
ФЕТ
ФЕХ
ФЕЦ
ФЕШ
ФЕЭ

Феодосий I Великий — римский император, царствовавший между 379 и 395 годами от Рождества Христова Происходил из уроженцев Испании и был сыном Феодосия, храброго и искусного военачальника во времена Валентиниана I, поднявшегося в своей карьере до звания comes Africae, но затем казненного по ложному обвинению врагами в сепаратистских замыслах (вероятно в 374 г.). Феодосий I Великий родился в 346 г. и прославился выдающимися талантами полководца еще при жизни отца, когда, управляя военными силами на Дунае (в качестве dux Moesiae), успешно отстаивал границу от варварских вторжений. Удаленный в изгнание придворной партией, происками которой был погублен его отец, он был через несколько лет вновь призван к еще более блестящему поприщу властителем Запада Грацианом. Когда после смерти его соправителя Валента (378 г.) в несчастной битве с вестготами при Адрианополе Восток остался без государя в очень опасном, почти критическом положении, Феодосий I Великий 19 января 379 г. объявлен был "августом"; ему предоставлялись при этом полные императорские полномочия в восточной половине империи, т. е. в азиатских провинциях, в Египте с Киренаикой и на Балканском полуострове. Богато одаренный природой, Феодосий I Великий вел воздержный образ жизни, был хорошим супругом и отцом, в государстве — вождем умным и энергичным. Полученное им тщательное образование подготовило его к тому, чтобы охватить мыслью задачу государя, понять ее трудности и осветить ее исполнение разумно построенным планом. Он выдвинул вновь девиз единства и убежденно, горячо отстаивал его извне — против теснивших империю варваров, внутри — против постоянно грозившего расчленения. Выдающийся полководец, хорошо владевший всеми орудиями римской стратегии, осторожный в обдумывании действий, но быстрый в их исполнении, Феодосий I Великий был также искусным дипломатом и умелым администратором. Среди измельчавших деятелей эпохи он показал известное величие, хотя оригинального политического творчества и новых реформаторских идей и не обнаружил: он мог только охранять то, что сложилось. Необузданность нрава, суровая нетерпимость и узость религиозного настроения бросают мрачную тень на его духовный образ. Эти свойства помешали Феодосий I Великий остаться справедливым человеком и вредили интересам его собственного могущества. Управления Востоком и Западом после приобщения Феодосий I Великий к власти сохраняли свою отдельность, но государи-соправители работали всегда согласно друг с другом. Феодосий I Великий не предпринимал козней против западного августа, уважая принцип раздела; на самом же деле авторитет его распространялся на весь римский мир. Прежде всего было необходимо привести к повиновению вестготов, которые хозяйничали по всему Балканскому полуо-ву, угрожая самому Константинополю. Феодосий I Великий реорганизовал войско, восстановил в нем дисциплину, пополнил его вспомогательными силами из самих варваров, раздробленных и враждовавших между собою. Опираясь на Фессалоники, систематически подвигаясь вперед и разжигая распри между отдельными группами варваров, он постепенно очищал полуостров (379 — 382 г.). Мало-помалу готы были приведены к покорности и с ними заключены договоры о подданстве. В качестве федератов империи отряды их были расквартированы во Фракии и Македонии на началах военного постоя (hospitalitas). Полного замирения дунайской границы достигнуть, однако, не удалось: германцы, сарматы, аланы и гунны непрерывно теснили ее набегами и защита от них требовала значительных средств и неусыпного внимания. — Дальнейший ход событий направил деятельность Феодосий I Великий на Запад. Последние годы царствования Грациана тревожимы были вторжениями франков, аламаннов, маркоманнов и квадов в Галлию и Италию. В Британии поднялся узурпатор, талантливый и энергичный Максим, который приобрел власть и в Галлии, Грациан пал от руки сочувствовавших последнему заговорщиков в Лионе (38 3 г.); в руках сторонников его несовершеннолетнего сына Валентиниана II оставалась одна Италия, да и оттуда ему скоро пришлось бежать (387 г.) в Фессалоники, под покровительство Феодосий I Великий Последний двинулся против Максима, выступая за легитимный принцип, проводя начало наследственности монархической власти и опасаясь, что все недовольные в империи элементы сгруппируются вокруг Максима. Феодосий I Великий направился в Италию с хорошо устроенным войском и прекрасными вождями-сотрудниками (римского и варварского происхождения — Промотом и Тимазием, Рихомером и Арбогастом), через Паннонию, а сильный флот должен был напасть на страну с юга. Максим был взят в плен и умерщвлен (388 г.). В западной империи восстановлена была в течение следующих лет законная власть Валентиниана II и сильно укрепилось руководящее влияние самого Феодосий I Великий, который с 388 по 391 гг. большую часть времени провел в Италии, пребывая преимущественно в Милане. Новые неурядицы, причинявшиеся вторжениями варваров, отозвали его на Балканский полуостров, где приходилось также бдительно охранять порядок в войсках, разделяя их на небольшие корпуса с доверенными начальниками во главе и с расширением власти последних на счет компетенции префекта претория. На дальнем Востоке империи во время царствования Феодосий I Великий положение было довольно спокойно, вследствие внутренних смут, происходивших в персидском царстве. Запад оказался успокоенным ненадолго. Ничтожный и неопытный, но неосторожный и притязательный Валентиниан II быстро возбудил против себя недовольство. Особенную вражду вызвал он в Арбогасте, поставленном управлять Галлией. Последний приказал убить императора, прибывшего с какими-то резкими требованиями в Вьенну (392), и возвел на престол некоего Евгения, профессора риторики, скромного и почтенного человека, являвшегося в его руках простой игрушкой. В борьбе с этой новой узурпацией Феодосий I Великий пришлось провести свои последние годы. Евгений был признан государем, кроме Галлии, также и в Италии. Движение принимало окраску реставрации паганизма, под влиянием самого видного главы языческой партии, Никомаха Флавиана, замечательного государственного человека, которого ценил сам Феодосий I Великий В то же время симптомы внутренней смуты обнаруживались и в Африке; военный наместник страны (magister militum) Гильдон видимо желал создать из нее отдельное владение для себя. Феодосий I Великий провозгласил себя единым императором всего римского мира; он возвел в сан августа и младшего своего сына, малолетнего Гонория, как уже раньше сделал то же для старшего — Аркадия. Многочисленные заботы не дали ему возможности нанести удар узурпации немедленно. Он вступил вновь в Италию с сильным войском лишь в 394 г. (в числе начальников его армии мы видим знаменитого впоследствии Стилихона и также прославившегося вскоре готского вождя Алариха). Феодосий восторжествовал над врагами (в битве близ Аквилеи), но вскоре заболел и умер в Милане, в то время, как устраивал порядок в подчиненных странах Запада (17 января 395 г.). Поглощенный трудной задачей охраны безопасности и целости империи, Феодосий I Великий не успел выработать план преобразования внутренних порядков. Он стремился и здесь проявлять лишь твердую власть, чтобы не расшатывалась далее сила имперского правительства. В позднейших законодательных сводах сохранилось немало энергичных распоряжений Феодосий I Великий, но меры строгости его касались главным образом слабых элементов общества, особенно все более разорявшегося местного дворянства (куриалов). Гнет налогов не был облегчен, так как государство постоянно нуждалось в громадных средствах; некоторые восстания (в Берите и Антиохии) обясняются именно безжалостным фискализмом. Замечались только попытки несколько смягчить уголовное право и судопроизводство, под влиянием церкви, и регулировать в духе христианских понятий семейное право. Император много заботился о полиции безопасности и общественной гигиене; он украшал города (особенно Константинополь) роскошными и полезными зданиями, но не смягчил административного произвола и невыносимого крепостничества. Во внутреннем управлении Феодосий I Великий важное и видное место занимала церковная политика. Будучи сам ревностным христианином и определенно придерживаясь правоверия, он окончательно порвал с религиозной системой, установленной Константином и выражавшейся в нейтралитете государства по отношению к многоразличным культам и исповеданиям. Он первый сурово поставил принцип государственной религии, как необходимого условия единства, и начал проводить его принудительным способом. В эдикте 380 г. была объявлена истинной и допустимой исключительно христианская вера в той ее форме, "которую проповедывал в Риме св. Петр, и которой следовали епископ Дамас и епископ Петр в Александрии, мужи апостольской святости". Это господствующее (православное) учение при нем впервые названо "католическим" (вселенским); его сторонникам одним разрешено именоваться "Церковью". Арианство и другие секты были безусловно запрещены. Константинопольский собор 381 г. подтвердил, дополнив его, никейский символ и повторил осуждение всех еретиков. Упорствующими грозили строжайшие наказания. Такому же безусловному преследованию подверглись и язычники. В 384 — 385 гг. рядом указов запрещены были жертвоприношения и предписано уничтожение храмов (префект Востока Кинегий, при помощи вооруженной силы и вместе с монахами, разрушил многие из оставшихся святилищ старой веры). Эдикт 391 г., еще более строгий, нанес последний удар язычеству, запретив поклонение богам не только публично, но и в частных домах. В Риме из залы сената окончательно и навсегда вынесена была знаменитая статуя "победы", признававшаяся палладиумом древней религии. Оппозиция cтapo-римской знати (с Симмахом и Претекстатом во главе) не сокрушила решений Феодосий I Великий; священный огонь Весты был потушен (394), и в том же году в последний раз допущено празднование Олимпийских игр в Греции. Фактически практика язычества продолжалась в глухих углах империи; празднества натуральных культов многоразлично переплелись с христианскими обрядами и обычаями, открывая дорогу новому синкретизму. В своих мероприятиях в области религии Феодосий I Великий находился под сильным влиянием знаменитого отца западной церкви Амвросия Медиоланского. Влияние это доводило часто государя до полной покорности епископу. Всем известен факт, как Феодосий I Великий принял и публично выполнил епитимию, наложенную на него святителем за зверскую расправу с участниками бунта в Фессалониках. Хотя Феодосий I Великий и старался законами сдерживать непомерно усилившиеся судебные и административные привилегии церкви, но таким подчинением авторитету духовного лица он как бы показал путь для развития идеи, что "Цезарь стоит не над церковью, а в ней". Эта теория сыграла первенствующую роль в развитии дальнейших отношений между светской и духовной властью на средневековом Западе (395 г.) Умирая, Феодосий I Великий, в последний раз восстановивший единство в греко-римском мире, разделил империю между двумя своими сыновьями: старшему Аркадию, не сложившемуся еще юноше, он дал Восток, младшему Гонорию, малообещавшему ребенку — Запад. С этих пор греческая и латинская половины империи больше не соединялись.См. Н. Schiller, "Geschichte der r ö mischen Kaiserzeit" (Гота, 1887, т. 2-й); G. Boissier, "La fin du paganisme" (есть русский перев.).

Ив. Гр.

Смотрии так же...