Фараздак

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Ф ФА ФЕ ФИ ФЛ ФО ФР ФТ ФУ ФЫ ФЬ ФЭ ФЮ
ФАА
ФАБ
ФАВ
ФАГ
ФАД
ФАЖ
ФАЗ
ФАИ
ФАЙ
ФАК
ФАЛ
ФАМ
ФАН
ФАО
ФАР
ФАС
ФАТ
ФАУ
ФАХ
ФАЦ
ФАЧ
ФАШ
ФАЩ
ФАЭ
ФАЮ
ФАЯ

Фараздак (из северо-арабского племени тамим, род. в Басре около 641 г., ум. около 728 г.) — арабский поэт, преимущественно сатирик и даже пасквилянт, очень талантливый и составляющий вместе с Ахталем и своим соперником Джариром знаменитую поэтическую троицу омейядских времен. Когда ему было всего лет 15, отец представил его халифу Алию как поэта сев.-араб. племени модарийцев, но халиф посоветовал Фараздак вместо стихотворений позаняться Кораном. Фараздак, заковав себе ноги, выучил Коран на память, но поэзии не бросил, хотя к Aлию и затем к его гонимому дому всегда сохранял самое глубокое уважение и преданность. Эта преданность — одна из немногих светлых черт характера Фараздак, потому что в общем он был человек беспринципный, легкомысленный, никого не щадивший в своих насмешливых стихотворениях. За них он, впрочем, и терпел. Из родной Басры он был вынужден бежать в Медину, но и там не ужился и вернулся в Басру, где между тем умер главный враг его. Там он хитростью женился на своей двоюродной сестре Нав â ре, но так как все басрийцы боялись сатир Фараздак, то она не могла найти свидетелей для расторжения брака. Она покинула Басру и проживала у разных бедуинских племен, причем всякое племя, ее приютившее, навлекало на себя ядовитые стихотворения Фараздак — и отказывало ей в пристанище. В Мекке состоялось примирение между мужем и женою; но, когда они ехали на одном верблюде назад в Басру, Фараздак, рассерженный укорами Навары, взял себе по дороге еще одну жену, к тому же христианку. Обиженная Навара обратилась к Джариру, и с тех пор между обоими знаменитыми поэтами началась долголетняя стихотворная перестрелка, в которую вступил также Ахталь (против Джарира); она составляет главнейшее содержание дивана Фараздак и отличается иногда цинической бесцеремонностью; это, впрочем, не уменьшило успеха стихов Фараздак у последующих поколений. Стихи Фараздак славятся богатством фразеологии и лексики; грамматик Юнос говорил, что, не будь их, целая треть арабского словаря осталась бы для потомков неизвестною. Кое-какие стихотворения Фараздак украдены им у других поэтов. Перечень рукописей см. у Броккельманна, "Gesch. der a rab. Litter." (I, 56, Веймар, 1898); "Диван", с франц. перев. и введ., изд. Р. Буше (П., 1870 и след.). См. еще И. Гольдциэр, "Abhandlungen zur arab. Philologie" (т. I, Лейд., 1876).

А. Крымский.

Смотрии так же...