Фалаша

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Ф ФА ФЕ ФИ ФЛ ФО ФР ФТ ФУ ФЫ ФЬ ФЭ ФЮ
ФАА
ФАБ
ФАВ
ФАГ
ФАД
ФАЖ
ФАЗ
ФАИ
ФАЙ
ФАК
ФАЛ
ФАМ
ФАН
ФАО
ФАР
ФАС
ФАТ
ФАУ
ФАХ
ФАЦ
ФАЧ
ФАШ
ФАЩ
ФАЭ
ФАЮ
ФАЯ

Фалашаиудействующие абиссинцы. Имя их ставят в связь с эфиоп. falasi — "изгнанник", и оно действительно встречается в этом смысле в их молитвах. Отсюда выводят заключение об их нетуземном происхождении, ставя их в связь то с вавилонским пленением, то с разрушением Иерусалима Титом, то с химьяритскими войнами Калеба и поселением плененных им южно-арабских иудействующих. Христианские начетчики в Абиссинии считают их выходцами из Иерусалима при Тите, сами же они, как и их христианские соотечественники, рассказывают о своем появлении в Эфиопии распространенную в ней и Аравии легенду о Соломоне и Савской царице. По антропологическому типу, одежде, языку Фалаша ничем не отличаются от других абиссинцев, особенно хамитского племени агау; еврейского языка они не знают, Ветхий Завет имеют в том же древнеэфиопском переводе на язык геез, который употребляется в христианской эфиопской церкви и который, очевидно, ими от нее заимствован, равно как и многие несвойственные еврейству христианские особенности и книги. Имя иудеев (айхуд) им почти неизвестно; себя они называют иногда Бета-Израэль — "дом Израилев". Несомненно, что Фалаша — туземное хамитское племя, обращенное в иудейство; но кем и когда? Незнакомство с Талмудом, с праздниками пурим и обновления и с некоторыми сравнительно поздними обычаями, существование жертвоприношений как бы указывают на глубокую древность; с другой стороны, полная зависимость от христианской церкви в библейском тексте, доходящая до незнакомства со священной тетраграммой Иеговы, делает вопрос крайне запутанным. Вероятно, получив иудейство от выходцев из Южной Аравии еще в древности, Фалаша, отрезанные от сношений с еврейским миром, подпали влиянию господствующей церкви; к тому же их число иногда увеличивалось отпадением от христианства целых областей, которые сохраняли кое-что из своих прежних верований и этим влияли на них. Живут Фалаша на высотах Самиена, в дикой Куаре, в Дембее, у оз. Цана и в окрестностях Гондара. История. Получив иyдeйcтвo из Аравии, они, подобно своим соотечественникам, получившим оттуда же христианство, составили особое государство с центром в Самиене. Борьбою двух государств, вероятно, объясняется смутное время Эфиопии VII—XII в. Летописи и предания рассказывают о погроме Аксумского царства со стороны иудействующей царицы Эсато-Гудит, или Тердаэ-Габац. Испанский еврей IX в. Элдад-Гадани говорит о могущественном еврейском царстве 4-х колен в земле Куш у р. Самбатион и Собатион (может быть — Собат), управляемом царем Узиилом, который располагает 480 тыс. солдат. Вениамин Тудельский в XII в. говорит лишь о независимых евреях на укрепленных эфиопских горах. Новая амхарская абиссинская династия, начавшаяся Икуно-Амлаком и выдававшая себя за Соломонову, начала упорную борьбу с Фалаша, которые к тому времени успели распространить иудейство по областям Вагаре, Цаламту и Цагадэ. Амда-Сион воевал против них в 1331 г.; Исаак (1414—29) разбил в Марабе, Варабе и Дамбее иудейских князей и выстроил церкви. При Зара-Якобе "наместники Цаламта и Самена оставили христианскую веру, приняли иудейство, истребили многих амхарцев, разбили царское войско и сожгли все церкви" (хроника Зара-Якоба). При Баэда-Марьяме они были умиротворены и наказаны Марком, правителем Бегамедра, и принуждены платить дань. Общая опасность при нашествии Граня заставила Фалаша и их княжескую чету, Гедеона и Юдифь, быть верными вассалами Клавдия; они даже дали убежище царице и митрополиту. При Мине опять началась вражда. В 1559 г. царь неудачно ходил против князя Фалаша Радаэта. Последний с братом Халевом, надеясь на неприступность своих амб, отказал Сарца-Денгелю в дани. Царю удалось, несмотря на страшные лишения, с помощью артиллерии овладеть амбами. Через несколько лет князья Фалаша Гошан и Гедеон, совершив опустошительный набег на Вагару, вызвали новый поход царя и новый погром самиенских высот. При Сисиннии отношения были еще более враждебны вследствие иезуитской ревности царя к распространению папизма. В 1615 г. князь Фалаша Гедеон, освободив из плена Лже-Якова и дав ему солдат для продолжения борьбы с царем, подал повод к походу последнего в Самиен, разрушению крепости Мезирабы и взятию амб Хоши и За-Аанкасэ. Гедеон должен был просить мира на условии выдачи Лже-Якова. В 1624 г. Сисинний окончательно разгромил Фалаша; Гедеон был убит; лишь небольшая часть его подданных спаслась под начальством Финеаса. Фалаша Дамбеи, напуганные жестокостями Сисинния, приняли папизм. После Сисинния княжество Фалаша снова возродилось, хотя в меньшем объеме. Брюс в 1770 г. говорит о князьях Гедеоне и Юдифи, располагавших 50 тыс. вооруженных; резиденцией их была уже не амба Гидеон, а гора Миссикат. В XIX в. княжества уже не было, и Рюппелю во время его путешествия в Самиене показывали развалины резиденции. Потомки князей жили еще в конце XIX в.; один из них, авва Гедеон, пользовался в 70 годах известностью и среди христиан. При Феодоре II и фанатичном Иоанне IV Фалаша сделались объектом протестантских миссий и туземных насильственных обращений. Еще англиканский иерусалимский епископ Гобат посылал в Абиссинию миссионеров; им разрешено было учить Фалаша Eвaнгeлию, но крестить было предоставлено туземному духовенству. Дело миссий пошло успешно, но остановлено свыше вследствие происков католиков и европейских евреев и стараний туземного духовенства. Если в присутствии Феодора II происходили частые прения о вере, то Иоанн пошел еще дальше: при нем были запрещены нехристианские религии немонофизитские исповедания. Священники в сопровождении солдат насильно крестили магометан и Фалаша; их загоняли в реки солдаты, стоявшие на берегу с заряженными ружьями. В настоящее время, при императоре Менелике, Фалаша пользуются полной свободой вероисповедания; иногда их беспокоят протестантские миссионеры, но они не находят поддержки со стороны, правительства, понимающего, что крещение Фалаша является лишь ширмой для иноверной пропаганды среди членов господствующей церкви. Под давлением миссий и временных гонений среди Фалаша в 60-х годах появились мессианские чаяния. Какие-то фанатики, авва Сирах и авва Мазари, убеждали Фалаша идти в Палестину на встречу Мессии и утеряли, что Чермное море вторично расступится для исхода их. Большинство последовавших за ними погибло, не дойдя до моря. В 1862 г. Фалаша из Дженди послали к "иерусалимскому первосвященнику" послание на эфиопском языке, жалуясь на свою отчужденность, на отсутствие y них пророков и спрашивая, скоро ли наступит час избавления Израиля. Письмо попало в руки Гобата и только кружным путем, долго спустя, дошло до еврейской общины, которая оставила его без ответа, считая Фалаша караимами. В 1867 г. парижская A lliance Israé lite командировала Галеви для ознакомления с вероучением Фалаша и, если они окажутся иудеями, для заведения с ними сношений. Богатые результаты экспедиции погибли при осаде Парижа, и Галеви удалось лишь познакомить с ними в краткой статье о своем путешествии и в изданном им сборнике молитв Фалаша В 1895 г. петербургские караимы пытались завести сношения с Фалаша, адресовав к ним через Леонтьева письмо со сведениями о себе и рядом вопросов. Письмо вследствие политических неурядиц не дошло по назначению; ответ на него дал Mondon-de-Vedaillet в 1896 г. Заинтересованные караимы пытались завязать сношения с Фалаша через своих египетских единоверцев; те отправили к ним письмо через коптского патриарха, но ответа пока не получили. Обычаи и быт Фалаша составляют в еврействе особую секту, наряду с караимами и самарянами. Они — единственный народ, исповедующий иудейство, не принадлежа к еврейской расе. К упомянутым выше особенностям их религиозного быта следует прибавить, что посты их и праздники большею частью те же, что у других евреев, но в месяце Элуле они постятся еще 10 дней в память прор. Иеремии, а в 11-ю луну — 10 дней в память Есфири. Пятидесятницу, как праздник жатвы, празднуют не только 12-го Сивана, но и 12-го Кислева, когда приносят начатки плодов и творят милостыню. Закон о чистоте соблюдают строго; не допускают к себе иноверцев; субботу чтут весьма тщательно. Влияние христианства сказывается в культе. У Фалаша не синагоги, а храмы (масгид — "место поклонения") с причтом из священников, диаконов и дабтара и с Пятикнижием на престоле. Служба совершается с каждением и потрясанием систрами; писание читается на эфиопском языке и переводится на местный диалект, на котором поются и гимны. В храм входит лишь причт; народ стоит на дворе. Священники носят белые тюрбаны, как и христианское духовенство. Они могут вступать в брак даже после поставления. Кроме белого духовенства, существуют монахи, живущие особняком и сами себе приготовляющие пищу и одежду. Они не допускают к себе мирян. Некоторые уверяют, что они евнухи. Наиболее уважаемый из них считается духовным главой секты, живет в области Куара и называется "абуна". У монахов 9 ежедневных служб (при пении петуха — две, при восходе солнца, около полудня, в 3, 4 и 5 час., при закате солнца и в полночь). Состарившись, монахи, как говорят, бросаются в пропасть или в воду, ссылаясь на книгу Еноха, по которой съеденные зверями и птицами не будут осуждены. Некоторые обряды напоминают христианские таинства крещения, покаяния и причащения. Начетчики из Фалаша объясняют погружение младенца в воду на 40-й (девочки — на 80-й) день, при наречении имени — очищением матери, а вкушение после ежегодной исповеди хлеба — умилостивительной жертвой за грехи; при объяснении исповеди ссылаются на кн. Левит V, 5. Монашество оправдывают безбpaчиeм Илии и трех отроков. Влиянию христианства можно приписать призывание ангелов и наименование 12 патриархов апостолами. Фалаша пользуются и христианскими книгами, опуская лишь не подходящее к их мировоззрению или давая ему свое толкование. У них в большом ходу апокрифы и гностические писания; есть и небольшая литература, напоминающая мидраши. Имеются, между прочим, книги о патриархах и пророках, составленные по образцу христианских житий и даже носящих то же заглавие — "подвиги". Подобно эфиопским христианам, они установили ежемесячное повторение больших праздников. Молитвы их поэтичны и трогательны. В одной из них говорится о кончине миpa: будет смятение, голод, жажда и мор; явится Илия и будет проповедовать 53 года; потом исполнять свое время небо и земля, светила упадут, явится Бог и повелит архангелу Михаилу трубить на Синае и Сионе; мертвые воскреснут, праведные будут отделены от грешных. Кроме молитв и каждений, существуют и настоящие животные жертвоприношения. В настоящее время насчитывается до 200 тыс. Фалаша Это здоровый, красивый и трудолюбивый народ, занимающийся земледелием и ремеслами, но не торговлей. Питаются Фалаша печениями из тиефа и дагуссы, едят дурру, лук и чеснок; никогда не употребляют сырого мяса, которое в большом ходу у их соседей. Многоженство не распространено; вступают в брак в зрелом возрасте. Воспитанием занимаются священники и дабтара; оно состоит в чтении и заучивании псалмов, в толковании Библии. Положение женщин почетное: нет ни покрывал, ни гаремов, супруги вместе ходят на работу. Кладбища — вне селений, надгробные камни — без надписей; в честь умерших совершается тризна ("tazkar" — "поминки").

Литература. Metz, "Zur Geschichte der F." ("Moriatschrift f. Gesch. Wissensch. d. Judemthums", 1878, 1879); Flad, "Kurze Schilderung d. bisher unbekannten a bess. Juden" (Базель, 1869); Luzzato, "M émoire sur les juifs d'Abyssinie" ("Archives Israélites", 1852—53); Halevy, "Excursion chez les F." ("Bullet. Soc. Geograph.", 1869); "Prières des F." (1877); Trumpp, "Gö tting. Gel. Anzeigen" (1878); Маркон, "Старые и новые сведения об абисс. евреях" (сбор. "Будущности"). Письмо Фалаша в Иерусалим издано Зотанбером в "Journ. Asiat." (1867). О языке Фалаша (хамитском, близком к билену и обнаруживающем некоторые аналогии с беджанским, берберскими и даже др.-егип.). Cм. Flad, "A short description of the Falasha with an outline of the elements and vocabulary" (Базель, 1866); Halevy, "Essai sur la langue Agau. Le dialecte des Falashas" ("Actes de la Soc. Philol.", III, 1873).

Б. Тураев.

Смотрии так же...