Толанд

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Т ТА ТВ ТЕ ТЁ ТЗ ТИ ТК ТЛ ТМ ТО ТР ТС ТУ ТХ ТЦ ТШ ТЩ ТЫ ТЬ ТЭ ТЮ ТЯ
ТОА
ТОБ
ТОВ
ТОГ
ТОД
ТОЖ
ТОЗ
ТОЙ
ТОК
ТОЛ
ТОМ
ТОН
ТОП
ТОР
ТОС
ТОТ
ТОУ
ТОФ
ТОХ
ТОЦ
ТОЧ
ТОЩ
ТОЯ

Толанд Джон (Toland) — англ. деист (1670—1722), незаконный сын ирландского католического священника; был воспитан в принципах католической церкви, но 16 лет перешел в протестантство. Закончив свое образование в университетах Глазго, Эдинбурга и Лейдена, он в 1690 г. сделался "master of arts" Эдинбургского унив. Первое и самое крупное сочинение Толанд "Christianity not mysterious" появилось в 1696 г. Толанд опирается на философские принципы Локка, но Локк всячески и вполне искренне старался доказать, что его принципы не имеют ничего общего с принципами Толанд Действительно, Толанд в своих утверждениях идет гораздо далее Локка. Не отрицая откровения, Толанд смотрит на него как на источник познания, нуждающийся лишь в разумном обосновании. Таинство не есть непостижимое для человека утверждение, а лишь положение, ставшее человеку известным путем откровения; в этом смысле существование Америки было тайною, пока Америку не открыл Колумб; разум есть единственное основание достоверности; признание истинности известного положения не может быть выведено из противоречивого авторитета отцов церкви и соборов, а зависит исключительно от приведенных в пользу положения доказательств. Из христианства как учения должно быть исключено все то, что противоречит принципам истинного знания. Очевидно, что все эти принципы несогласны с христианством как учением исторически сложившимся, затруднения, которые пришлось бы устранить Толанд, если б он стал последовательно проводить свои взгляды, привели бы его к отрицанию христианства. Противники Толанд его деизм называли попросту атеизмом. Вызванная сочинением Толанд буря отразилась на всей его дальнейшей жизни. Стали требовать не только сожжения книги, но и самого автора. 14 августа 1697 г. в Дублине начался процесс против Толанд; 11 сентября книга была приговорена к публичному сожжению, а автор — к тюремному заключению. Толанд бежал в Англию и с этого времени вел скитальческую жизнь, вечно борясь с нуждою; средствами для пропитания служили ему незначительный литературный заработок и пособие со стороны сочувствовавших ему лиц. В 1699 г. Толанд издал биографию Мильтона, имеющую и до настоящего времени ценность. Эта биография навлекла на Толанда ненависть роялистов, так как он защищал в ней политические принципы Мильтона. В 1701 г. Толанд выступил с брошюрою "Anglia libera" в защиту прав престолонаследия Ганноверского дома. Благодаря этому Толанд принял участие в политической жизни, побывал в Ганновере и представил принцессе Софии свою брошюру. В Ганновере Толанд познакомился с Лейбницем и получил приглашение от королевы Софии-Шарлотты в Берлин; с королевой он вел беседы на религиозные и философские темы. Возвратившись в Англию, Толанд издал целый ряд политических памфлетов и брошюр. К 1704 г. относятся его "Letters to Serena", содержащие переписку с королевою Софией-Шарлоттою. Следующие годы жизни Толанд поглощены литературной работой, а также исполнением различных политических поручений; при этом Толанду приходилось совершать путешествия в Вену, Прагу и другие города. Сохранилась любопытная докладная записка Толанд Роберту Гарлею, графу Оксфордскому, в коей Толанд предлагает свои услуги "отечеству", с тем, однако, условием, чтобы поручения, даваемые ему, не противоречили принципам "гражданской свободы, свободы совести и протестантского престолонаследия в Англии". При всех талантах Толанд ему не удалось создать себе независимого и прочного положения; под конец жизни он терпел крайнюю нужду. Причину этого следует искать в ненависти многочисленных и сильных врагов его. В 1720 г. он издал "Pantheistikon", вновь возбудивший против него гонения духовенства; он различает здесь эзотерическое учение от экзотерического и дает повод думать, что желает основать тайную секту с антирелигиозными тенденциями. Геттнер в своей истории литературы и Ланге в истории материализма указали на значение Толанд в развитии материалистических учений. Вряд ли указание это справедливо. Толанд признавал единство материи и силы, а также единство материи и духа, и, таким образом, приближался к тому мировоззрению, которое ныне называют монизмом. В философских утверждениях Толанд (как, например, в учении, что движение есть первичное свойство материи) нет особой оригинальности; все значение его исчерпывается его деизмом, послужившим отправной точкою для дальнейшего движения в сфере религиозной критики; здесь его влияние на английских и французских писателей несомненно. Вольтер в своих письмах из Англии часто упоминает о Толанд Некоторое влияние как философ Толанд имел на Гольбаха. В общем о Толанд следует сказать, что он далее критики не пошел. В жизни Толанд не был мучеником за идею; он был лишь, как и называл себя, "свободным мыслителем" (freethinker). См. Leslie Stephen, "History of English Thought in the XVIII century" (Лонд., 1881); Gr. Berthold, "John Toland und d. Monismus d. Gegenwart" (Гейдельберг, 1876).

Э. Р.

Смотрии так же...