Тиции, триба

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Т ТА ТВ ТЕ ТЁ ТЗ ТИ ТК ТЛ ТМ ТО ТР ТС ТУ ТХ ТЦ ТШ ТЩ ТЫ ТЬ ТЭ ТЮ ТЯ
ТИА
ТИБ
ТИВ
ТИГ
ТИД
ТИЕ
ТИЗ
ТИИ
ТИК
ТИЛ
ТИМ
ТИН
ТИО
ТИП
ТИР
ТИС
ТИТ
ТИУ
ТИФ
ТИХ
ТИЦ
ТИЧ
ТИШ
ТИЩ
ТИЯ

Тиции, триба (Tit ies, Titienses), или Тации (Taties, Tatienses) — вторая из трех древнейших триб, из которых составилось первоначальное римское государство. Название трибы дошло до нас в двух упомянутых формах, причем Цицерон, Ливий, Фест, Пропорций, Овидий передали форму Тиции, Варрон и Плутарх — Тации. По преданию, эта триба образовалась из сабинских переселенцев, которые пришли в Рим под предводительством царя Тита Тация, эпонима-родоначальника Тиции В современной науке вопрос о происхождении Тиции представляется спорным постольку, поскольку гипотетичны все теории о происхождении древнейших триб. Нибур, предполагая, что Рим образовался из соединения трех отдельных городов, видел в поселении Тиции особый город, находившийся на Квиринальном холме и Капитолии и называшийся Quirium. Это был город квиритов, тациев или сабинян. Швеглер признавал деление граждан на три части исконным, общим греко-италийскому населению, и вместе с тем поддерживал этническую теорию происхождения триб: он считал Тиции, согласно преданию, сабинским населением, занимавшим Квиринальский холм. По Моммзену ("R ö mische Geschichte", 5 изд., I, 44), этническое происхождение триб — нелепость: Тиции, рамны и люцеры — не что иное, как имена трех волостей, некогда независимых друг от друга и лишь впоследствии слившихся в одну общину с одною общею ратушею. Что касается племенного состава трибы Тиции, то, по Моммзену, сабелльское племя в старину не так резко отличалось от латинского и Тиции, рамны и люцеры жили вперемежку. Позднее, в статье "Die Tatiuslegende" ("Hermes", XXI, 1886), Моммзен доказывал, что в легенде о родоначальнике трибы Тиции воплотилось историческое событие опустошения и покорения диктатором Курием Дентатом сабинской области (290 г. до Рождества Христова), население которой 22 года спустя получило право полного гражданства и образовало две новых римских трибы. Это историческое присоединение сабинян к римской общине было облечено в форму сказания о доисторическом соединении сабинян с римлянами, Тита Тация — с Ромулом. В противоположность Моммзену, Низе таким историческим событием считает заключение в 384 г. до Рождества Христова союза между римлянами и самнитами, а в древнейших трибах видит всаднические центурии. По мнению проф. Ю. Кулаковского ("К вопросу о начале Рима", Киев, 1888), в народе существовали два представления о начале Рима: по одному, римляне и латиняне жили искони на территории города, по другому — считались пришлым народом. Общею родиной италийских племен признавалась горная область, лежавшая вокруг Кутилийского озера и занятая сабинянами: оттуда пришли, по одному преданию, первые жители Лация — аборигены, по другому преданию — сабиняне, составившие трибу Тиции Так как переселения италийских племен происходили в форме "священной весны" (см. Ver Sacrum), то в образе Тита Тация, эпонима Тиции, дано конкретное воплощение безличной италийской священной весны. По Энману ("Легенда о римских царях", 1896, СПб.), древнейшее палатинское поселение владело общинною землею, бывшею под выгоном; с возрастанием числа граждан допущена была оккупация этой земли и расчистка общественного леса. Образовавшееся этим путем население разделялось на две трибы: трибу сабинян ("захватителей"), или тациев ("похитителей"), и трибу альбанов, или люцеров ("расчистителей"). Обособленное и выделившееся от коренной общины рамнов пригородное население имело свою крепость на Капитолии и место совещаний. Значение римских "сабинян" как "оккупаторов", "похитителей" Энман подтверждает сказанием о похищении сабинянок ("похищенных уводом жен") и объяснением италийского племени сабинян в том смысле, что они были завоевателями области, до тех пор населенной аборигенами. Тиции, по Энману, тождественны с квиритами. В Тите Тации Энман видит мифического основателя коллегии авгуров сабинской трибы Тиции

Н. О.

Смотрии так же...