Тибулл

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Т ТА ТВ ТЕ ТЁ ТЗ ТИ ТК ТЛ ТМ ТО ТР ТС ТУ ТХ ТЦ ТШ ТЩ ТЫ ТЬ ТЭ ТЮ ТЯ
ТИА
ТИБ
ТИВ
ТИГ
ТИД
ТИЕ
ТИЗ
ТИИ
ТИК
ТИЛ
ТИМ
ТИН
ТИО
ТИП
ТИР
ТИС
ТИТ
ТИУ
ТИФ
ТИХ
ТИЦ
ТИЧ
ТИШ
ТИЩ
ТИЯ

Тибулл (Albius Tibullus) — древнеримский поэт, живший в I в. до Рождества Христова Скудные факты биографии Тибулл черпаются прежде всего из произведений самого поэта, затем из стихотворений Горация и Овидия. Некоторые подробности дает, кроме того, весьма краткая древняя биография. По-видимому, Тибулл родился и вырос в привольной сельской обстановке, почему он часто и с любовью воспевает деревню. Из некоторых намеков можно думать, что семейство поэта понесло значительный материальный урон во время раздачи земли ветеранам, может быть — в 41 г. до Рождества Христова Во всяком случае, у Тибулл осталось достаточно средств для вполне безбедной жизни; Гораций даже называет его богатым. Как римский всадник, Тибулл должен был отбывать в течение 10 лет военную службу. Личные отношения, о которых мы не знаем ничего детального, привели его в лагерь одного из знатнейших римлян того времени, Марка Валерия Мессаллы Корвина, и Тибулл поступил в его свиту. Мессалла по своим убеждениям был ярый республиканец; его подчиненный, а впоследствии друг Тибулл держался, по-видимому, тех же самых воззрений: нигде в своих стихах не упоминает он про Августа, про Мецената, про Актийскую битву, не называет он никогда и поэтов монархии — Вергилия и Горация, хотя последний, кажется, очень дорожил мнением Тибулл о своих сатирах. После Актийской победы и поражения Антония Мессалла был послан Августом против кельтов Аквитании, за победу над которыми получил триумф (27 г. до Рождества Христова), воспетый Тибулл (I, 7); он совершил также поход в Сирию и Киликию. Тибулл сопровождал везде своего покровителя, но во время путешествия на Восток захворал и некоторое время оставался больной на о-ве Коркире (I, 3). Главным содержанием 2 книг Элегий Тибулл, названных так от размера, которым они написаны (чередование гекзаметра и пентаметра), служат любовные истории поэта. Первой любовью Тибулл была вольноотпущенница Делия, имя которой с легкой руки Тибулл так часто фигурирует впоследствии в стихотворениях ложноклассических поэтов для обозначения возлюбленной. По свидетельству Апулея, настоящее имя этой женщины было Плания. Историю отношений Тибулл и Делии проследить трудно, так как, по обычаю древности, поэт окутал действительность тонким покрывалом. Приблизительно роман их представляется в следующем виде: в эл. I, 1 — Тибулл страстно влюблен в Делию, но не владеет еще ею. Война вырывает поэта из объятий возлюбленной. Происходит нежная сцена прощания (I, 3). Лежа больной в Коркире, Тибулл мечтает о своем внезапном появлении перед Делией и о ее радости. На самом деле при своем возвращении из похода поэт находит красавицу во власти какого-то богача (I, 5), так что все радужные мечты Тибулла должны рассеяться. Может быть, этот богач женился на Делии и во всяком случае крепко сторожил ее (I, 2); однако Тибулл удалось прокрасться в дом красавицы, даже получить ночное свидание; но скоро Делия завела себе нового друга сердца. Вероятно, во время размолвки с Делией Тибулл любил красивого мальчика Марата (I, 4, 8 и 9). Издана была первая книга ок. 27 г. до Рождества Христова Вторая книга посвящена новой любви поэта — Немезиде, названной этим вымышленным именем, вероятно, в отмщение за вероломство Делии. Немезида рисуется нам женщиной низкого происхождения, требующей платы за свои ласки, тогда как главным достоянием Тибулл являются его стихи и слава (II, 4). Между тем, без Немезиды поэту не удается ни один стих, и он заклинает свою возлюбленную относиться к нему поласковее во имя тени ее маленькой сестры, которая была хорошо расположена к Тибулл Намеков на удовлетворение желаний поэта мы не встречаем. Задушевный и сердечный тон стихотворений к Делии отсутствует в элегиях, посвященных гетере Немезиде; к страсти и тоске здесь часто примешивается ирония над самим собой и юмористические выходки. Во всяком случае, по свидетельству Овидия, Тибулл был верен Немезиде до самой смерти. В первой элегии 2-й книги поэт с редким мастерством описывает сельский праздник Ambarvalia. Это стихотворение рисует нам Тибулл истым сельским хозяином, получающим наслаждение от своего поместья и сельских в нем работ. Пятая элегия, написанная по случаю вступления сына Мессаллы в жреческую коллегию 15 мужей, представляет собою гимн величию Рима. Из всей истории Рима Тибулла особенно интересует то первобытное время, когда на Палатине паслись еще коровы, а Велабрская долина, отделяющая Капитолий от Палатина, была прудом, по которому в праздничные дни деревенская красавица ездила на свидание к своему возлюбленному пастуху. По всей вероятности, Тибулл далеко не всегда был оригинален в своих элегиях; но произведения тех греческих поэтов, которым он мог подражать, не дошли до нас. Во всяком случае, в его стихотворениях часто встречаются общие места александрийской эротической элегии — жалобы на войну, проклятия губительному оружию (см. особ. I, 10), могущество золота в делах любовных. Древняя критика, в лице Квинтилиана, ставила Тибулл выше остальных римских элегиков: Галла, Проперция и Овидия. И действительно, у Тибулл есть значительные преимущества: прежде всего, его произведения свободны от всякого рода ученых мифологических намеков, которыми изобилуют элегии Овидия и особенно Проперция; не могут не привлекать к Тибулл и простота и естественность изображаемых им чувств, искренность и задушевность тона, особенно там, где поэт говорит о любви к деревне и к Делии. Самые удачные стихотворения — I, 1 и 3 и II, 1. Элегии Тибулл представляют собою моментальный отголосок его настроения, а потому далеко не всегда строго последовательны и логичны. Многие выдающееся ученые как прежнего, так и нового времени (напр. Скалигер, Ричль, Бэренс, Л. Миллер, Беллинг) пытались устранить этот недостаток совершенно произвольными перестановками стихов в его элегиях. Тибулл был поэтом скромным и никогда не доходил в своих произведениях до гордого самосознания, что будет жить в потомстве; но другой поэт (Овидий) признал за ним это право, говоря, что стихотворения Тибулл будут изучать все время, пока будут существовать факел и стрелы Купидона. Умер Тибулл молодым человеком, по всей вероятности — в один год с Вергилием (19 до Рождества Христова). С именем Тибулл дошли до нас произведения, ему не принадлежащие, хотя они издаются обыкновенно под именем 3 и 4 книг его элегий. Причина этого смешения кроется, вероятно, в том, что псевдотибулловы стихотворения принадлежат поэтам, примкнувшим, подобно Тибулл, к кружку Мессаллы. Третья книга заключает в себе 6 элегий, написанных неизвестным ближе поэтом Лигдамом (Lygdamus; вероятно, псевдоним). Стихотворения Лигдама носят также эротический характер. Та женщина, которой посвятил поэт свое сердце и музу, называется Неэрой. Общее содержание элегий представляет всего три основных мотива: 1) без Неэры поэт не может жить, 2) даже богатство без нее не имеет никакой цены и 3) Лигдам ищет всяких средств снискать расположение Неэры. В элегиях Лигдама заметно сильное подражание Тибулл со стороны содержания; что касается формы, то Лигдам стремится придать своему стилю большую, чем у Тибулл, закругленность в построении фраз. Первым отделил элегии Лигдама от Тибулловых немецкий филолог И. Г. Фосс (см. его статью в "Musenalmanach" 1786 г., и предисловие к перев. Тибулл 1810 г.). 4-ая книга открывается длинным (211 гекзам.) панегириком в честь Мессаллы. Тибулл стоял со своим покровителем если не на короткой, то, во всяком случае, на дружеской ноге (Messalla meus — называет он его в эл. I, 5, 31). Совершенно иначе относится к своему герою автор панегирика: это — тип пресмыкающегося и раболепствующего клиента. Произведение его, без малейшего признака поэтичности, написано по строго выдержанному риторическому шаблону: автор начинает с так назыв. сарtatio b e nevolentiae, затем прославляет своего героя на двух поприщах — ораторском и военном. Каждый из этих отделов в свою очередь разделяется на два: так, в красноречии Мессалла отличается и в политическом, и в судебном; равным образом военная служба его славна и в лагере, и в открытом поле. Это — первая, главная часть стихотворения. Вторая написана на тему, какие славные подвиги ожидают героя в будущем. В заключении содержится изъявление глубочайшей преданности Мессалле. Для оживления сюжета автор прибегает к отступлениям, весьма неудачным; так, сравнивая Мессаллу по ораторскому искусству с Нестором и Улиссом, поэт ни с того, ни с сего начинает рассказывать о морских скитаниях последнего — или, указывая на то, что ни одна часть земли не противостанет храбрости Мессаллы, перечисляет и описывает пять поясов, на которые делится земля. Составлено стихотворение, вероятно, около 31 г. до Рождества Христова, так как подвиги Мессаллы перечисляются только до этого времени. Непринадлежность панегирика Тибулл впервые была выяснена ученым XVII в. Каспаром Бартом; в новейшее время подробному рассмотрению подверг этот вопрос Ehrengruber (в 9 прогр., Линц, 1892—98). О дальнейших элегиях 4-й кн. см. Сульпиция. В самом конце, вне 4 книг, помещаются два стихотворения в честь Приапа, принадлежность которых Тибулл более чем сомнительна и которые ему приписаны только в эпоху Возрождения. Основанием для этого могло служить то обстоятельство, что в древности, как видно из одной цитаты грамматика Харизия, известно было более стихотворений Тибулл, чем теперь. Рукописное предание поэтов кружка Мессаллы основывается на неполной (начиная с III, 4, 65) древней рукописи юриста Куяция, известной ныне только из колляции Скалигера с изданием Плантина 1569 г., и на кодексах Амброзианском (XIV в.) и Ватиканском (XV стол.; ср. А. Малеин, "Петербургская рукопись Тибулл" в "Журн. Мин. нар. пр.", 1898, № 1). Лучшие критические издания — Бэренса (Лпц., 1878) и Гиллера (наиболее удобное, Лпц., 1885). Хорошего объяснительного издания нет; последнее по времени принадлежит Мартинону (П., 1897). О Тибулл см. B ährens, "Tibull. Blä tter" (Иена, 1876); Leo, в "Philolog. Unters." (вып. 2); Teuffel, "Studien u. Charakteristiken" (Лпц., 1889); Marx, в Pauly-Wissowas "Realencyklop." (под словом Albius); Belling, "Albius T." (Берл., 1897; много фантазии). Главнейшие переводы Тибулл на русский язык: полный — Фета (М., 1886; изд. 2, СПб., 1898); отдельных элегий: Α. Ф. Мерзлякова, в "Переводах и подражаниях" (т. II); Як. Толстого (I, 5, СПб., 1818), К. Н. Батюшкова (I, 3 и 10; III, 3 — в "Собрании сочин." под ред. Л. Н. Майкова, тт. I и II); Н. Фоккова (I, 10 — в "Журн. Мин. нар. пр.", 1874, № 5); К. Н. С—кого (П. Н. Краснова — I, 1, 2, 3, 5, 6; II, 2, 3, 4; IV, 5, 6 — в "Журн. Мин. нар. пр.", 1884, № 11; 1885, № 8; 1886, №№ 2, 7, 12; 1887, № 7; 1893, № 9); Ф. Ε. Корша (I, 1 — в кн. "Римская элегия и романтизм", М., 1899); См. также Як. Гонорский, "Дух Горация и Тибулл" (Харьков, 1814); Г. Ланге, "12 избранных и снабженных примечаниями стихотворений Катулла, Тибулл и Проперция" (М., 1886; изд. лат. текста).

А. Малеин.

Смотрии так же...