Теннисон

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Т ТА ТВ ТЕ ТЁ ТЗ ТИ ТК ТЛ ТМ ТО ТР ТС ТУ ТХ ТЦ ТШ ТЩ ТЫ ТЬ ТЭ ТЮ ТЯ
ТЕА
ТЕБ
ТЕВ
ТЕГ
ТЕД
ТЕЗ
ТЕИ
ТЕЙ
ТЕК
ТЕЛ
ТЕМ
ТЕН
ТЕО
ТЕП
ТЕР
ТЕС
ТЕТ
ТЕУ
ТЕФ
ТЕХ
ТЕЦ
ТЕЧ
ТЕШ
ТЕЮ
ТЕЯ

Теннисон (Al fred Lord Tennyson, 1809—1892) — знаменитый английский поэт. Родился и провел детство в Линкольншире; в поэзии его отразились впечатления живописной природы его родины. Отец Теннисон был священником, ведшим свой род от Плантагенетов, Теннисон получил прекрасное воспитание. Вместе со своим старшим братом Чарльсом, имевшим также склонность к поэтическому творчеству, Теннисон изд. в 1827 г. сборник стихов "Poems of two brothers" (анонимно). В 1828 г. Теннисон вместе с братом вступил в университет в Кембридже (Trinity College), но оставил его без ученой степени. Университетский период ознаменовался дружбой с Галамом (сыном историка), ранняя и трагическая смерть которого вдохновила впоследствии Теннисон на одно из его самых замечательных произведений, "In Memoriam". В университете он получил золотую медаль за поэму "Тимбукту", написанную на заданный Академией сюжет. Критика ("Atheneum" и др.) отметила это раннее произведение молодого поэта. В 1830 г. вышел второй сборник Теннисон — "Poems, chiefly lyrical" (всего 53). В нем собрано много стихотворений, ставших впоследствии очень популярными, и есть намеки на раздвоенность души, на борьбу чувства и ума, воплощенную потом более совершенно в "The two voices". Heсмотря на несомненную талантливость, сказавшуюся в сборнике, он встречен был критикой, за немногими исключениями, неприязненно (в особенности известным "обличителем" Китса Вильсоном, в "Blackwood Magaz."). В 1830 г. Теннисон, опечаленный смертью отца, путешествовал в Пиренеях вместе с Галамом, с которым еще теснее сошелся; в 1832 г. вышел его третий сборник, в котором помещены некоторые из его лучших произведений: "The Lady of Shalot", "Venone", "The Lotos Eaters", "A dream of fair Women", "Palace of Art" и др. Этот сборник значительно выше предыдущего; стих гораздо проще и музыкальнее, чувства и настроения более разнообразные и глубокие. И все-таки в этих стихах, как и во многих позднейших, есть некоторая односторонность, составляющая особенность поэзии Теннисон, преимущественно останавливающегося на чистых чувствах. В 1842 г. вышло новое издание стихов Теннисон, в которое вошли самые известные из лирических стихотворений и поэм Теннисон: "Lady Clara Vere de Vere", "Lockley-Hall", "The Blackbird". "Of old sat Freedom", "Sir Launcelot a. Queen Guinevere", "The Beggars Maid", "The two Voices" и др. Сборник вызвал всеобщие восторги и выдвинул Теннисон в ряд первоклассных англ. поэтов. В нем обозначились все лучшие свойства поэзии Теннисон: глубокий лиризм, чутье природы, уменье воссоздавать все особенные чары спокойного английского пейзажа, описывать английскую жизнь во всех ее видах, замки баронов как и избы крестьян. Мелодичный, нежный и колоритный стих сливается с философским содержанием, отражающим идейную жизнь современной поэту Англии — борьбу позитивной науки со спиритуалистическими стремлениями. В этом сборнике проявилось также особое искусство Теннисон создавать поэтические женские образы: Лилиана, Майская королева, Элинора и др. — целая галерея неувядаемо-художественных женских характеров. В дальнейшем своем творчестве Теннисон все более обогащал и разнообразил свою галерею. В 1847 г. вышла в свет "The Princess" — оригинальная большая поэма, в которой поэт выступил защитником женских прав, снова с большой нежностью и грацией рисуя ряд благородных и поэтичных женских образов. В 1850 г. Тенисон женился, получил звание "поэта-лауреата" и издал " I n Memoriam". Книга вышла сначала анонимно, но никто не сомневался в том, что один только Теннисон мог написать ее. "In Memoriam" — ряд отдельных элегических стихотворений, вызванных смертью Галлама; по выражению одного критика, это "один из самых богатых даров, принесенных дружбой на алтарь смерти". Теннисон окружил романтическим ореолом свою дружбу к умершему юноше и создал современный pendant к прославленным античным идеалам дружбы. Основное настроениe этих стихотворений — аккорд любви и чувства утраты; мысль автора никогда не покидает могилу, но есть переход от беспросветной скорби к утешению, которое приносит вера, спасающая от скептицизма. Следующее крупное произведение Теннисон — поэма "Maud" (1855), история трагической любви, изложенная от имени несчастного героя, который произносит пламенные речи против пошлости окружающей жизни и благословляет войну как средство возбудить взрыв благородных чувств и заставить замолкнуть дух наживы, охвативший Англию. "Maud" вызвала большие порицания, потому что казалась апологией войны — в противоположность намерению автора, который вовсе не отождествлял себя со своим героем. Вершиной поэтического творчества Теннисон были последовавшие за "Maud" "Idylls of the Kings" (первые 4, "Enid", "Vivien". "Elaine" и "Guinevere" вышли в 1859 г.; "The C o ming of Arthur", "The Holy Grail", "Pelleas a. Ettarre", "The Passing of Arthur" — в 1869 г., "The Last Tournament" и "Gareth a. Lynette" — позже). Отдельные поэмы поражают красотами языка, поэтичностью образов, прелестью архаического стиля, а все вместе образуют цельную поэму, рассказывающую историю расцвета и падения короля Артура и Круглого Стола и вместе с тем символически отражающую рост, борьбу и падение человеческой души. Из позднейших произведений Теннисона наиболее выдающиеся: "Enoch Arden", "Aylm e r's Field", "The Northern Farmer", "Queen Mary" (драма), сборник "Ballads a. other poems" ("The Sisters", "The Village Wife", "In the Childrens Hospital" и др.). "The Cup", "The Forresters" и другие драмы. Его последним, написанным за день до смерти стихотворением было "Crossing the far" — религиозные строфы, говорившие о примирении со смертью; переложенные на музыку, они были исполнены в день его похорон. По желанию поэта похороны его имели светлый, торжественный характер; траур заменен был преобладанием белого цвета в одеждах и убранстве Вестминстерского аббатства, где он погребен (в "углу поэтов" — Poets Corner). Теннисон и в жизни, и в творчестве — редкий пример уравновешенности и гармонии. Он переживал горе, но в общем жизнь его была счастливой и спокойной. Он жил среди семьи и друзей сначала в Фарингтоне, потом в новом поместье в Суссексе, окруженный поклонением всей Англии и других стран. По натуре он воплощение английского духа: большой оптимист, достаточно религиозный, чтобы мириться с мыслью о смерти, и вместе с тем позитивист, верящий в науку и культуру, с нежными чувствами, несколько сентиментальный, не мятежный, примиренный с ходом вещей, отыскивающий близкие, понятные красоты жизни, без смелых cтиxийныx порывов вдаль. Вся его пoэзия отражает эту успокоенную душевную жизнь. Теннисон — самый популярный в Англии поэт именно потому, что в его поэзии все уютно, красиво и даже печаль и трагизм имеют нарядный, привлекательный вид. Он "поэт серединного человечества", но во всемирной поэзии он занимает высокое место благодаря чисто художественным своим свойствам: мелодичности, красоте, образности и прозрачности своих творений.

Зин. Венгерова.

Биографические и критические сочинения о Теннисон: Wace, "Alfred Tennyson" (Л., 1881); Duke (5 изд., 1896), Waugh (4 изд., 1895), Tainsh (1893), Walters (1893), J. A. Brooke (1894) и др.; Luce, "Handbook to the works of Alfred Lord Теннисон". На русском яз. имеются переводы отдельных стихотворений Теннисон: Плещеева ("Отечественные записки", 1871, № 2; 1873, № 1); стих. "Годиба" в перев. М. Михайлова (в его "Собр. сочин."); "Мать преступника" в пер. О. Михайловой ("Вестник Европы", 1889, № 8); "Спасенный" в пер. Барыковой (в ее "Сочинениях"); "Кубок" в пер. Н. Мировича ("Театрал", 1895, № 47); ряд стихотворений в сборнике Н. Гербеля "Английские поэты в биографиях и образцах" ("Древнее предание", пер. Д. Минаева, "Королева Мая", "Дора", пер. А. Плещеева и др.). Ср. Корш, "Всеобщая история литературы" (т. IV); Пл. К.. "Поэзия Г." ("Книжки недели", 1892, № 11); Ип. Тэн, "Новая английская литература" (СПб., 1876); В. Чуйко, "Альфред Теннисон" ("Наблюдатель", 1892, № 12); Мильсанд, "Английская поэзия после Байрона. Альфред Теннисон" ("Библиотека для чтения", 1851, № 109).

Смотрии так же...