Тельхины

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Т ТА ТВ ТЕ ТЁ ТЗ ТИ ТК ТЛ ТМ ТО ТР ТС ТУ ТХ ТЦ ТШ ТЩ ТЫ ТЬ ТЭ ТЮ ТЯ
ТЕА
ТЕБ
ТЕВ
ТЕГ
ТЕД
ТЕЗ
ТЕИ
ТЕЙ
ТЕК
ТЕЛ
ТЕМ
ТЕН
ТЕО
ТЕП
ТЕР
ТЕС
ТЕТ
ТЕУ
ТЕФ
ТЕХ
ТЕЦ
ТЕЧ
ТЕШ
ТЕЮ
ТЕЯ

Тельхины (Τελχινες, Τελχΐναι, θελγΐνες) — вулканические божества морской глубины, почитавшиеся на Родосе как спутники Посейдона и составлявшие, по преданию, древнейшее население острова. Имя Тельхины происходит от глагола δέλγω — очаровываю, одурманиваю; поэтому Стесихор называет этим именем Кер и те ошеломляющее удары, которые затемняют сознание. По Диодору, Тельхины были дети моря и воспитатели Посейдона, которого вверила их попечениям Рея. Они были изобретателями различных искусств и изделий, между прочим — искусства изготовления статуй богов. Они признавались также за чародеев; их могуществу приписывались перемены погоды, очевидно — в связи с вулканическим характером острова. Они обладали свойством изменять свой вид; ни с кем не делились своими знаниями и искусством. Поэтому им приписывалось изготовление таких предметов искусства, которые приносили вред и гибель, напр. серпа, которым Крон кастрировал своего отца Урана, трезубца Посейдона и др. По местному преданию, Посейдон полюбил сестру Тельхины Галию (морскую богиню) и был от нее отцом шести диких сыновей и дочери Роды, именем которой был назван остров. Как злые и завистливые демоны, они, по преданию, окропили поля острова водою Стикса к большому вреду для растительности и животных. С другой стороны, одному из Тельхины, Миласу ("Мельнику"), приписывается изобретение мельницы. Когда Аполлон, задумав овладеть о-вом Родосом и освободить его от власти Тельхины, затопил его, Тельхины рассеялись по разным странам и, между прочим, поселились на Кипре, Крите и в Ликии. Верование в этих подводных чародев-демонов было весьма распространено и существовало весьма долго, даже в византийскую эпоху. Ср. Lobeck, "Aglaophamus, sive de theologiae mysticae graecorum causis" (II т., стр. 1181—1202, Keнигсберг, 1829); Becker, "De Rhodiorum primordiis"; Preller, "Griechische Mythologie" (I т., стр. 605 след., Б., 1894).

Н. О.

Смотрии так же...